Ирина Егорова
Исследовательско-творческий проект во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ебенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.
Я. Корчак.
Исследовательско-творческий проект во второй младшей группе
«Что это? Где это? Зачем это? Какое это?»
Публикация «Исследовательско-творческий проект во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность: Дети уже рождаются с врождё нным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать внимание на них в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребё нка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Цель: Способствовать развитию интегративных качеств: любознательности; формировать у детей умение общаться со сверстниками и взрослыми; способности решать интеллектуальные задачи
Задачи:
• Расширять и систематизировать представления о свойствах неживой природы (воды, воздуха, снега, песка)
• Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
• Пробуждать интерес детей к предлагаемой деятельности;
• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию
Сроки проекта : сентябрь - январь
Виды детской деятельности:
Экспериментирование
Речь и речевое творчество: рассказы детей «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой», Как мы все сочинили «сказку о Воде и Воздухе».
Беседы с детьми о свойствах воды и воздуха.
Прогнозируемый результат: развитие у детей интегративных качеств: любознательности; развития у детей умения общаться со сверстниками и взрослыми; способности решать интеллектуальные задачи. Расширения представлений о свойствах неживой природы (воды, воздуха, снега, песка и т. д.);
Этапы реализации проекта
Содержание работы
1. Проведение диагностического исследования (первичное).
Выявление уровня развития интегративных качеств и представлений о неживой природе.
Сентябрь
2. Создание картотеки экспериментов
Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.
Сентябрь - октябрь
3. Проведение экспериментов в различных видах деятельности
Развитие поисковых навыков
Ноябрь - январь
4. Проведение контрольного диагностического исследования
Проведение мониторинга результатов развития интегративных качеств и представлений о неживой природе.
Этапы проекта
Подготовительный
1. Выявление проблемы у детей
1.1Выполнение диагностических заданий
1.2 Диагностика детей
1.3. Ознакомление с результатами диагностики
2. Создание проблемной ситуации
2.1 В группе появились новые предметы
2.2 Игровая ситуация «Мы хотим узнать, что это такое и как можно использовать»
2.3 Обсуждение с детьми вариантов использования новых предметов
3. Выбор темы проекта
3.1 Предлагают варианты
3.2 Участие в обсуждении тем, предложенных детьми
4. Постановка цели проекта
4.1 Хотят узнать, зачем нужны предметы
4.2 Мотивирование детей на знакомство с новыми предметами
4.3 Ознакомление с целью проекта, поддержка мотивации детей
5. Подготовка материалов к исследовательской работе
5.1 Подбор иллюстраций, занимательного материала, создание картотеки экспериментов
5.2 Составление сказок о приключениях маленькой капельки и ветерка;
Помощь в подготовке материалов для исследовательско-познавательной деятельности детей
6. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
6.1 Самостоятельное экспериментирование
6.2 Стенгазета
«Я исследователь»
7. Планирование деятельности
Подбор необходимых материалов и средств для решения проблемной ситуации.
7.1. Изучение темы проекта, имеющихся материалов.
7.2. Составление плана работы с детьми.
7.3. Составление плана работы с родителями.
7.4. Создание игровой ситуации с помощью развивающей среды.
7.5. Создание проблемной ситуации с опорой на личный опыт детей.
7.6. Рассматривание предложений детей по решению проблемы.
7.7. Создание атмосферы сотворчества с детьми и их родителями при помощи творческих заданий.
7.8. Подбор адекватных способов и методов реализации проекта для данной возрастной группы детей.
7. 9. Подведение итога проекта
Деятельностный этап
Реализация проекта.
1 Наблюдения за водой
2 Слуховое восприятие воды
3 Разгадывание загадок о воде и воздухе
4 Чтение детям сказок составленных родителями
5 Совместная деятельность по экспериментированию
6 Совместные и индивидуальные игры и занятия с детьми.
7 Работа с родителями:
Консультации «Что такое исследовательская деятельность детей?», «Опыты с детьми»
8 Диагностика достижений детей.
9 Выполнение рекомендаций, данных педагогами.
10 Помощь детям в решении проблемных ситуаций.
11 Совместная работа над творческими заданиями
Завершающий этап
1. Оформление результата.
2. Рефлексия
2.1 Коллективное изготовление стенгазеты «Я экспериментирую»
2.2 Совместное обсуждение работы над проектом – что понравилось, а что нет.
2.3. Обсуждение – чему научились в ходе реализации проекта.
2.4. Анализ проекта.
2.5. Выбор темы следующего проекта с учётом ошибок.
3.1. Отзыв о проекте.
3.2. Впечатления от достижений детей.
3.3. Предложения и рекомендации на будущее.
Вывод: во время реализации данного проекта приняли участие дети второй младшей группы на начало проекта в количестве 25 человек, на окончание – 24 ребенка, родители, сотрудники ДОУ. Были получены следующие результаты:
1. В группе созданы необходимые условия по экспериментированию
2. На начало эксперимента 13 детей (52%) показали средний уровень овладения интегративными качествами и представлениями о свойствах неживой природы и 12 детей (48%) низкий уровень.
3. На окончание проекта 8 детей (34%) показали высокий уровень овладения интегративными качествами и представления о свойствах неживой природы, 14 детей (58%) средний уровень и 2 детей (8%) низкий уровень овладения.
4. Дети стали бережнее относится к неживой природе 22 ребенка(90%).
5. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку 22 ребенка (90%).
6. Дети научились высказывать свои предположения 11 детей (45%).
7. Появился интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию 22 ребенка (92%)
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трё м направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходила через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.