Ольга Буценко
Использование арт-терапии в работе с детьми с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшений здоровья детей дошкольного возраста. Статистика показывает, что ежегодно возрастает и количество детей, имеющих те или патологические нарушения речи. В связи с этим у педагогов возникает необходимость проводить большой объем оздоровительных и компенсирующих мероприятий.
Объём познавательной информации постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки в течение дня, нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, развития эмоциональной сферы ребёнка.
Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Реализация оздоровительной деятельности – это чёткая интеграция оздоровительного и профилактического, педагогического и физически-формирующего воздействия на ребёнка специфическими и неспецифическими средствами, создание условий и организация педагогического процесса и развивающей среды ДОУ для улучшения качества здоровья ребёнка. В работе с детьми группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи используем современные формы оздоровления и гуманизации педагогического процесса.
Арт-терапия в последние годы приобретает педагогическое направление. В работе с дошкольниками она выполняет следующие функции: воспитательные, коррекционные, диагностические, развивающие. Использование технологии педагогической арт-терапии, основанной на комплексном подходе позволяют нам улучшить эмоциональное состояние детей с эмоционально-волевой неустойчивостью заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями речи, познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Использование искусства в качестве терапевтического фактора в детском саду наиболее доступно для всех педагогов, так как они профессионально подготовлены. Причём специальные медицинские знания для этого не требуются. Работу по использованию арт-терапии в повседневной жизни мы проводим усилиями всех специалистов ДОУ: воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности, хореографии, физической культуре. На первом этапе педагоги составляют полную картину о здоровье ребёнка, а также выявляют его проблемы, характер, интересы, предпочтения. Имея эти сведения, мы можем положительно влиять на развитие личности ребёнка, улучшения его соматического и психического здоровья.
Арт-терапия для дошкольников : как работает метод? Существует несколько разновидностей арт-терапии, которые основаны на разных видах искусства:
• изотерапия (живопись, рисование, лепка и т. д.);
• песочная терапия;
• цветотерапия;
• библиотерапия (сочинение стихов, сказок);
• музыкотерапия и др.
В своей практике мы используем следующие направления педагогической арттерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия, библиотерапия. Всё это позволяет нам формировать и развивать творческие способности воспитанников, развивать их эмоциональную сферу. Использование профилактических приёмов, обучение детей средствами искусства ауторелаксации, психогимнастике, логоритмике способствуют развитию нравственно-коммуникативных качеств.
Музыкотерапия доступна любому педагогу. Строятся они по определё нной схеме: разминка - двигательные и ритмические упражнения, основная часть - восприятие музыки, музыкальная релаксация – аутотренинг. На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, элементы театрализации. Музыкальные произведения классиков П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, И. С. Баха, Ф. Шопена и др. помогают нам учить детей понимать чувства, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Музыкотерапию как метод коррекции мы используем не только на занятиях, но и в повседневной жизни на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, дыхательной гимнастике, вечерах досуга, самостоятельных играх т. д. Таким образом, каждый педагог, используя арттерапию с другими играми и упражнениями, составляет из отдельных композиций необходимую форму занятий. На занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью мы используем физкультминутки под музыку. При этом придаём большое значение преодолению стрессовым ситуациям и тренингу, формирующему личность. В процессе творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым.
Эффективным в работе со старшими дошкольниками группы компенсирующей направленности является изотерапия. В его основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Художественно-эстетическое развитие предусматривает обучение различным техникам рисования. Использование разнообразных изобразительных материалов способствуют свободному выражению содержания своего внутреннего мира, а так же позволяют заинтересовать детей, постепенно дошкольники приобретают изобразительные навыки, учатся не только новым техникам рисования, но и вносят элементы творчества, выполняют свои работы с желанием, положительным эмоциональным настроем. Это видно по рисункам детей, подбору цветов, положительному настроению изображения. Ребятам становится небезразличным качество рисунка, одобрение педагогов и сверстников, желание участвовать в выставках, в творческих конкурсах завоёвывать призовые места.
Библиотерапию используют многие педагоги. В календарный план ежедневно включаем чтение художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, стихи, небылицы и др., сопереживают героям, живо эмоционально откликаются на сюжетные события. Они принимают активное участие в обсуждениях, викторинах, КВН, драматизациях, театральных постановках. При этом проявляют находчивость, используют средства выразительности (интонацию, мимику, жесты).
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. ООД в основном строим на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет нам включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта, создать ситуацию успеха для вех детей группы.
Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Это направление имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Внедрение в практику работы педагогической арттерапии, позволило нам улучшить психосоматическое состояние здоровья наших воспитанников, создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, изменения стереотипов её поведения, проявления социальной, творческой активности). Совместная деятельность взрослого и ребёнка, включающая арт-педагогические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.