Лучший педагог года

Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Ирина Красильникова
Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Публикация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В педагогике все игры классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра — разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. [2]

Дидактические игры также можно классифицировать по содержанию на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, экологические и др.

По определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. [1]

При организации экологической игры, педагогу необходимо решать следующие задачи:

формирование системы экологических знаний;

формирование экологически правильного поведения и деятельности в природе;

формирование коммуникативных умений и навыков.

Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.

Я хочу поделится опытом работы по использованию инновационных игровых технологий таких как: «Лэпбук» технологию и планшет «Логико-Малыш».

Большой популярностью у детей пользуется лэпбук «Любите и охраняйте природу». Цель данного пособия: использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения.

2. Формировать умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

4. Формировать умение решать проблемы творческого и поискового характера.

Он представлен большой папкой, с серией дидактических игр, таких как «Правила поведения на природе», «От чего планета радуется и от чего планета грустит?», «Очистим планету от мусора», «Чьи следы?», «Собери картинку!», «Раскрась картинку!» «Плавает, летает, ходит» и др.

Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Лэпбук можно использовать на индивидуальных, так и на групповых и подгрупповых занятиях. Удобство лэпбука заключается ещё в том, что задания в нём можно дополнять или заменять, в зависимости от уровня и возможностей детей.

Пособие «Логико-Малыш» можно использовать на подгрупповых, групповых и индивидуальных занятиях с детьми. При помощи данного пособия можно осуществлять различные методы и приемы обучения, в результате чего становится возможным систематизировать знания ребенка об окружающей действительности. Работа с пособием представляет собой действия с игровыми карточками и планшетом. Каждая карточка посвящена тому или иному сообществу, обитатели которого тесно связаны между собой. В работе с любой из карточек обращается внимание ребенка на следующие вопросы: чем это сообщество отличается о других; как животные приспособлены к обитанию в такой среде; каким образом животные связаны с растениями? Побуждать ребенка использовать при обсуждении всех тем собственный опыт общения с природой.

Данное пособие направлено на развитие мышления, речи, эмоциональной сферы ребенка.

Пособие "ЛОГИКО-МАЛЫШ" позволяет:

• быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей;

• в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;

• комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;

• долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками;

• повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек.

У кого-то может, создастся такое впечатление, что пособие «ЛОГИКО - Малыш» игра на один раз. Казалось бы, задания выполнены и проверены, зачем к ним возвращаться? Опыт показывает, что использование планшета с карточками и вариантами заданий настолько много, что они не успевают примелькаться и отложиться в памяти детей. Поэтому детям нравится раз за разом возвращаться к одним и тем же темам и задачам, чтобы лучше понять и отработать алгоритм, а ещё, чтобы удостовериться в правильном выполнении задания и умения познания этого мира.

В ходе проведенной работы, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, животных, неживой природы, стали бережно относиться к ним. У детей формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; развиваются умственные способности детей в процессе экологической деятельности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр решается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Литература:

1. Емельянова С. А. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/archive/149/41613/

2. Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 90–94.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Использование дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста изобразительному искусству Тема: «Что нам осень принесла?» Тема: Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?». Рисование по замыслу. Цели: Продолжать расширять.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проект «Бал цветов» Педагогический проект «Бал Цветов» Цветы ранимы и желанны, Цветы прекрасны и нежны. Как грустно станет на планете Без ярких капель красоты.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Карточка №1 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Карточка №28 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА. «Сдуваем снежинки» (Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с. 52) Цель: формирование правильного.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Использование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возрастаИспользование фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста «Малые фольклорные формы» Тема: «Использование народного фольклора в воспитании детей младшего возраста» Воспитатель: Сапожникова Ирина.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 12:42
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД