Лучший педагог года

Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Надежда Леонидовна Енина
Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему превращения стихийного воздействия людей на природу в сознательно целенаправленное, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Публикация «Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.

Надо признать, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Экологическое образование дошкольника : непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка :

. пониманию ребенка дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно- правильного отношения к природе);

· развитие познавательного интереса к миру природы;

·безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

·части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; действий по отношению к окружающей среде.

Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность взрослых и дошкольника, т. к. педагог и родители являются носителями экологической культуры, способствуют формированию практических навыков.

Развитию познавательного интереса в экологическом образовании в большой степени способствует художественная литература. При чтении литературных произведений важно сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами.

Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной, в этом ее особенность. Детская книжка о природе используется взрослыми прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. В руках воспитателя и родителей детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма. Сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных : одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп.

Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.

Природоведческую книжку используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, можно прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать. С этой же целью читают произведения Н. М. Павловой «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике).

Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, можно прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки:

«Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно», «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»;

использует пословицы : «Береги нос в большой мороз», «Мороз не велик, да стоять не велит».

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить его, направить внимание на восприятие природных явлений. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание.

Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе — сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки. Таким образом, использование природоведческой литературы в процессе экологического воспитания помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, формирует экологическое сознание и правильное экологическое поведение.

Литература :

1. Аксенова З. Войди в природу другом. М. : Сфера, 2011. – 128 с.

2. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. М. :

Мозаика-синтез, 2013. – 120 с.

3. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/Под. ред Н. Лапшиной. Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста методом моделированияФормирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста методом моделирования С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщения и систематизация знаний о природе. Использование моделей подводит детей.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники "Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в использованием технологии мнемотехника" Экологическое.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя.

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет» Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель Пояснительная записка.

Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста Развитие экологических представлений детей младшего дошкольного возраста Свое выступление я бы хотела начать со слов А. А. Плешакова “Человек,.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2018 в 18:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД