Алла Романова
Использование игровых методов в коррекции агрессивности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых методов в коррекции детской агрессивности дошкольников
Материал подготовила педагог-психолог Романова А. Ф.
Игра для детей - это способ научиться
тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.
Л. Френк
Детство – период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми.
Публикация «Использование игровых методов в коррекции агрессивности дошкольников» размещена в разделах
Среди них – детская агрессия.
Агрессия -- активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессия разрушает как внутренний мир ребёнка, так и его взаимоотношения с окружающими.
Агрессивное поведение -- это отражение реальной ситуации. Эмоция гнева здесь вторична. Главная причина её возникновения - так называемые страдательные эмоции (обида, боль, страх).
Ребенок, который обнаруживает деструктивное поведение, чувствует гнев, чувство отверженности, незащищенности, тревоги и обиды. Он неспособен или не хочет, или боится выразить то, что чувствует, потому что если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что должен сохранить ту же линию поведения, что это путь, способствующий выживанию.
Cовременная наука рассматривает игровые методы коррекции детской агрессивности как одно из наиболее эффективных средств коррекции нарушения поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в данном возрасте деятельности – игре.
Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, познать свои физические и психические силы. Эти свойства игры как деятельности раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал.
Для преодоления детской агрессивности необходима организация
психокоррекционной работы, которая направлена на:
-- выявление причин агрессивного поведения ребенка;
-- достижение эмоционального отреагирования агрессии;
-- устранение стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других;
-- отработку навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (коррекция поведения);
-- закрепление новых стереотипов поведения в реальной жизни.
Игровые методы, используемые в работе : игровая терапия, изотерапия, песочная терапия, игры-драматизации, игровые методы гештальт-терапии.
Можно выделить этапы в работе с детским гневом.
Первый этап – легализация агрессивных импульсов. Предоставить детям практически приемлемые методы для выражения подавленного гнева.
В кабинете психолога должны быть предметы, помогающие выразить гнев во время занятия с психологом: резиновый нож, игрушечное ружье, игрушки военной тематики, резиновый молоток….
Используется недирективная игровая терапия.
Цели недирективной игровой терапии : самопознание и самоуправление ребенка. У психолога есть хорошо оснащенная игровая комната, и ребенок получает возможность играть так, как ему захочется или просто ничего не делать.
Психолог говорит ребенку: «Это наша игровая комната; это такое место, где ты можешь по-разному играть с игрушками так, как тебе захочется».
Игрушки ребенка – слова, а игра – его язык.
В недирективной игровой терапии психолог оставляет управление и ответственность ребенку. Игра представляет попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе «отыгрывания» прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля.
По мере того, как ребенок начинает доверять психологу, агрессия начинает проявляться в его свободной игре, рассказах, рисунках, лепке. Необходимо начинать работать с ребенком не с обсуждения его агрессии, потому что это может создать отчужденность между психологом и ребенком, а предлагать ему безопасные формы активности, чтобы установить сначала отношения доверия. И предоставление ребенку возможности заниматься всем, чем ему хочется, способствует установлению позитивного отношения ребенка к взрослому.
Он может выбрать любую игру или краски, или глину, или песок, или солдатиков.
Если ребенок не может сам выбрать, предложить поиграть в «Подушечные бои», «Кегли», пометать в мишень дротики с присосками.
Или поиграть в игру «Снежки»
Заранее готовятся шарики из ваты, обмазываются клеем и высушиваются или мнется бумага, образуя бумажные комочки. Ведущий и ребенок получают равное количество «снежков» (примерно по пять) и бросают друг в друга; выигрывает тот, у кого после сигнала «стоп» окажется меньше комков.
Использовать технику «Каракули».
Это очень безобидный метод, предназначенный для того, чтобы помочь детям выразить откровенно что-то, таящееся внутри их. Оригинальная методика заключается в том, что вначале ребенок должен полностью использовать свое тело, чтобы выполнить рисунок в воздухе с помощью размашистых ритмических движений. Затем ребенок с закрытыми глазами рисует эти движения на большом воображаемом листе бумаги. «Представь, что ты держишь карандаш в каждой руке и изображаешь каракули на этой воображаемой бумаге». Это необходимо для того, чтобы его каракули на настоящей бумаге были менее ограниченными. Затем просим ребенка сделать рисунок каракулями на настоящей бумаге, иногда с закрытыми глазами, иногда с открытыми. Далее каракули рассматриваются со всех сторон и отыскиваются среди них формы, которые что-нибудь напоминают. Потом они стирают и дополняют ряд линий по своему выбору так, чтобы получилась картинка. Предлагаем ему изобразить сцену, в которую будет включена эта меленькая картинка.
Провести игровое упражнение «Вулкан».
Рассказываем ребенку, что такое вулкан. «Вулкан – это такая каменная гора, а внутри лава. Температура там очень высокая. И иногда она становится еще выше. И тогда из вулкана начинает вырываться лава. И она может разливаться и обжигать все вокруг. А иногда вулкан остается спокойный, но все равно внутри там все булькает». Затем просим ребенка нарисовать вулкан. Спрашиваем: какой у тебя вулкан? Что вокруг – пустыня или нет? Есть ли жертвы? Далее предлагаем ребенку побыть вулканом. Рассказать, что там у него внутри… Показать, как он извергается. Найти способ выразить вулкану свое уважение. Спросить, в каких ситуациях он чувствует себя вулканом.
В отреагировании агрессивных импульсов широко используется арт-терапия – терапия искусством.
Живопись обладает специфической терапевтической ценностью. Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. Во время рисования пальцами происходит прямой контакт с материалом. Краску смешивают прямо пальцами, от нее остаются следы на коже. Поэтому она больше, чем другие материалы, позволяет эмоциям, образам бессознательного перетекать через руки прямо в материал и отображаться с минимальным участием контроля и критики. Если к краскам добавить клейстер, то он дает элемент скольжения, который поддерживает эмоциональный поток. Покрыть бумагу слоем клейстера можно еще до начала рисования. Тогда картина будет непрерывно изменяться, что соответствует протеканию психических процессов.
Я предлагаю детям, чтобы они просто изобразили краской что-нибудь, что хочется им самим. Это не уменьшает ценности терапевтического процесса.
Важно то, что находится на переднем плане для самого ребенка.
5-летний мальчик нарисовал большого динозавра и говорил о своей огромной силе и могуществе, что резко контрастировало с его беспомощностью, которую он испытывал в жизни.
Предлагаю нарисовать свое настроение в цветах, кривых и прямых линиях, разнообразных формах, отказаться от изображения реальных вещей и перейти к выражению чувств.
Пастель, обойный клей, краска, глина должны быть всегда наготове. Многие ребята сами хватаются «отбушевать» с помощью красок. Совершенно спонтанно они пользуются краской как неукрощенным средством выражения.
Глина.
Из всех материалов, которые я использую, работая с детьми, глина – мой самый любимый материал.
Гибкость и податливость глины делает ее пригодной для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Она сближает людей с их чувствами. Дети, которые рассержены при работе с глиной, могут различными способами дать выход своему раздражению. Например, слепить фигурку того, на кого они очень злятся, а потом разломать ее. Этот вид творчества – один из самых наглядных из всех видов искусства, который позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка, что является достаточно важным в работе с любой проблемой.
Полезно снабдить ребенка инструментами, которые он может использовать для работы с глиной : резиновой колотушкой, ножом для замазки, картофельной толкушкой.
Я использую набор кухонной утвари – деревянную ложку, деревянную лопатку, деревянную вилку, скалку. Прошу проделывать с глиной разные манипуляции: отщипывать, протыкать, ударять, шлепать. разрывать, бросать, тыкать пальцами, ударять ребром ладони, ладонью, кулачком, деревянными предметами… Спрашиваю, что понравилось делать больше всего? Что это тебе напоминает в твоей жизни? Предлагаю лепить с закрытыми глазами …
Игры с песком.
Эффективным методом преодоления агрессивного поведения детей является метод песочной терапии. Игра с песком всегда вызывает у ребенка любого возраста неподдельный интерес.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной терапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Основными инструментами данного метода являются песок и миниатюрные фигурки для создания песочной картины. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Игра с песком дает возможность психологу быстрее установить контакт с маленьким клиентом. Ребенок воздвигает на песке свое собственное миниатюрное изображение мира, тем самым, рассказывая о себе без слов. Достижение эмоционального отреагирования агрессии происходит в песке с помощью изображения различных батальных сцен (игра с солдатиками, средневековыми рыцарями, ковбоями, различными животными).
Игры-драматизации.
Разыгрывается либо маленький спектакль на основе содержания выполненного ранее детского рисунка, либо специально предложенная сказка-метафора, содержащая проблему, близкую к проблеме ребенка. По возможности данный сценарий проигрывается два раза со сменой ролей так, чтобы ребенок побывал в различных полярных ролях: обидчика и обижаемого, агрессора и объекта агрессии и т. п.
Во время первых сессий нужно избегать конфронтации и не касаться проблем ребенка прямо. Мы не говорим: «Послушай, ты агрессивный, ты бьешь Сашу». Проблему агрессии нужно разбирать только тогда, когда она находит отражение в его творчестве или игре. Вот начинают проявляться чувства ребенка, и обычно первым проявляется гнев. Возможно, за этим скрывается боль, но именно гнев и ярость возникают первыми.
По мере того, как чувства начинают проявляться, можно переходить к более прямым действиям: предложить нарисовать свою злость, вылепить ее, рассказать о ней, сделать ее из бумаги, обсуждать проблему гнева ребенка (что заставляет его гневаться – «Нарисуй картинку, что тебя сердит», составить список вещей, которые злят, создать условия для прямого вербального контакта с чувством гнева («Скажи мальчику, на которого ты злишься, о своих переживаниях», говорить о том, как ребенок обнаруживают своей гнев, где гнев живет в теле (нарисовать картинку «Гнев в моем теле», что происходит с телом в этот момент и как ребенок выражает свою злость…
Упражнение гештальт-терапии «Знакомство со своей злостью».
Ребенку дается лист бумаги размером А-4 и предлагается почувствовать свою злость, представить в виде живого существа и путем обрывания бумаги (без ножниц) сделать ее.
-- Посмотрите на нее. Как Вы к ней относитесь? Что Вы чувствуете, когда на нее смотрите? Чем она питается? Что она может делать? (кусаться, рычать, царапаться) Что у нее для этого есть? Есть ли у нее глаза? Видит ли она того, на кого она нападает? Есть ли рот? Умеет ли он разговаривать? Где она живет в теле? Зачем она тебе нужна? А когда ей лучше уйти? Что ей делать и что не делать? Давай договариваться со своей злостью, когда ты ее будешь звать. Побудь этим существом, на которое похожа твоя злость. Расскажи, какая ты. А сейчас придумай о ней историю.
Сообщаю детям, что ярость и злость – совершенно нормальные чувства.
Каждый человек их испытывает. Главное, как мы с ними справляемся, как мы их выражаем. Знакомим ребенка со способами выпускания злости, не обижая других. Например, освобождаемся от ярости посредством сбивания кеглей.
Выпускаем злость через рисование.
Упражнение «Выпускаем свою ярость». Ребенок стоит перед столом с большим листом бумаги, намазанным обойным клеем, чтобы облегчить легкость движений. Берет свои «цвета ярости». Показываю, как можно выпустить ярость. Я начинаю с движения плечевыми суставами, затем от живота, двумя руками прочь от себя. Можно выпускать ярость, сопровождая действие каким-нибудь звуком или шипением. Штрих от меня сопровождается громким выдохом, возвратные же движения рук – громким вдохом.
Это могут быть рисунки нейтральных представлений, как например, ветер или дождь, прибывающая или спадающая вода, пульсирующее сердце…
Движение всегда освобождает от всего негативного, а при вдохе обогащает новой энергией.
Девочка 6 лет впала в состояние неистовой ярости, когда рассказывала о своей младшей сестре. Я попросила ее изобразить в рисунке свои чувства в этот момент. Она схватила толстый карандаш и начала лихорадочно чертить им на бумаге снова и снова. Когда она выдохлась, она выглядела расслабленной и спокойной.
В процессе коррекционной работы необходимо учить детей выражать гнев разными способами: бить подушку, рвать газету, комкать бумагу, рисовать чувство гнева …
Далее ребенку необходимо научиться оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым проявлением гнева или проявлением его в какой-либо другой, более приемлемой форме.
2-м этап коррекции детской агрессивности -- социализация. У ребенка формируют умение использовать агрессивные импульсы в социально желательных целях (например, для защиты придуманного им самим сказочного персонажа, совершения «подвигов», связанных с опасностью)
При этом вводимая взрослым роль-образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.
Игровые упражнения : «Я могу защитить», «Три подвига Андрея», «Игрушечная история»…
• Упражнение «Я могу защитить». Ребенок и ведущий перебрасываются мячом и по очереди по-разному заканчивают фразу «Я могу защитить».
• Упражнение «Три подвига Андрея». Ведущий рассказывает о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Вернуться домой Андрей мог, совершив три опасных подвига. Далее ребенок вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги. Каждому подвигу можно посвятить отдельное занятие.
Упражнение «Игрушечная история». Для игры требуется наличие маленьких игрушек. Взрослый старается повернуть сюжетную линию истории так, чтобы ее герой использовал агрессию в целях защиты кого-то.
Используется директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.
На заключительном этапе у ребенка стремятся пробудить доверие к окружающему миру, который представляется ему небезопасным, а значит, требует защитной реакции; развивают позитивный образ «Я».
Здесь необходимо восстановить способность дифференцировки: в мире есть приятное – неприятное, плохое – хорошее, опасное – безопасное…
Быть способным увидеть, что мир разный и «я могу увидеть, где мне быть».
Главное: «Мне не нужно старательно бороться за свою жизнь», «не весь мир опасен».
Упражнение «Мир вокруг меня».
Ребенок на большом листе бумаги формата А-3 рисует по заданной теме. Рассматриваем вместе рисунок. Отмечаем, где он, в каком месте. Что рядом с ним. Где на рисунке самое опасное место и самое безопасное. Что он знает об этих опасных местах? Как сделать так, чтобы ему было не так тревожно? Что хочется внести? Что хочется изменить? Осознание того, что мир не так опасен, как кажется.
Коллаж «Мой мир». Работа на внутренний ресурс ребенка. Выделение в подобранных ребенком картинках радостных красок жизни, радости в мире вокруг него. Умение замечать в мире позитивное, радостное.
В заключение хочется отметить, что развиваясь в игре, дети уносят терапевтический опыт туда, где они должны жить.
И благодаря игровым методам ребенок наконец научается выражать себя по-другому, становится способным понимать себя и контролировать, у ребенка
появляется ощущение целостности и благополучного существования.
Литература.
1. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М, Академия, 2003.
2. Вайолета Оклендера «Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии»