Гульдар Файзуллина
Использование игровых технологий на занятие башкирского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Единственный язык, легко даётся детям – это язык игры. Вот почему я в своей работе выбрала игровую технологию обучения.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации.
1. Мотивы общения:
- ребятишки, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;
- совместное эмоциональное переживание во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
2. Моральные мотивы:
Публикация «Использование игровых технологий на занятие башкирского языка» размещена в разделах
- в игре каждый человек может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы.
- каждая игра имеет близкий результат (окончания игры, стимулирует ребёнка к достижению цели (победе) и осознание пути достижения цели (нужно знать больше других);
- в игре команды или отдельные дети изначально равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желание ребёнка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.
Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуаль-ных игр зависит от участия в них педагогов.
На занятиях башкирского языка сталкиваемся с такой проблемой, как психологический барьер. Ведь не всем удаётся правильно произносить башкирские специфические буквы-звуки. Для преодоления этого барьера успехом пользуется метод произношения звуков хором или пропеть. Для этого я предлагаю сыграть игру «Хор», «Теремок». В игре «Теремок» на стол устанавливаем теремок. Каждый ребё нок подходит и стучится: «Тук-тук, кто в теремке живёт?». Открывается окно, а там рисунок какого-нибудь животного или птицы. Ребёнок называет, кто это (на башкирском языке) и демонстрируют, какой звук издаёт. Например: корова – му-му, собака – хау-хау. Таким образом, повторяем все гласные звуки башкирского языка.
Работа над развитием речи, активизации словаря длится целый год. Материалы выбираю исходя от того, какая группа, и какой уровень знаний. На каждом занятие уделяем время для повторения и закрепления тему прошлого занятия с помощью презентаций или игр.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные, психа-логические.
По характеру педагогического процесса выделяется следующие группы игр:
Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
Познавательные, воспитательные, развивающие;
Репродуктивные, продуктивные, творческие;
Коммуникативные, диагностические;
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, деловые, игры-драматизации.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, компьютерные.
Игровая форма обучения имеет ряд целевых ориентаций.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; форми-рование определённых умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре-делённых подходов, позиций, нравственных, эстетических установок. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять и сравнивать. Развитие творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; стрессовый контроль; обучение общению;
На занятие большое место уделяется к дидактическим играм. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых от целенаправленности программы игр. «Угадай по признакам», «Четвёртый лишний», «Кто первый», «Магазин», «В больнице»- в эти игры играют с большим желанием.
В арсенале содержится много игр, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту на башкирском языке, и игры, развивающие речь, память, внимание, наблюдательность.