Анна Круглова
Использование ИКТ на уроках Обзр
Оглавление
Введение …. 3
Глава 1. Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЗР. … 4
Глава 2. Методические приемы использования мультимедиа
на уроках ОБЗРи внеурочной деятельности … 6
Глава 3. Мотивация учащихся на уроках ОБЗР с ИКТ …. 8
Глава 4. Использование ИКТ на уроках ОБЗР… 9
Заключение …11
Используемая литература. …13
Введение
Публикация «Использование ИКТ на уроках Обзр» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т. к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В сфере обучения, особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Глава1. Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЗР.
На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении ОБЗР, а также внеурочной деятельности.
Использование ИКТ на уроках ОБЗР открывает перед учителем широкие возможности при структурировании большого объёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.
Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЗР :
обеспечение наглядности и интерактивности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
эффективная проверка знаний;
систематизированное изучение и проверка нового материала;
использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.
Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?
Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЗР по новым ИК технологиям, а также:
развитие мышления
формирование приёмов мыслительной деятельности
Цели применения ИКТ:
активизировать деятельность учителя и ученика;
повышать качество обучения;
воплощать в жизнь принцип наглядности;
выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?
Для этого были поставлены следующие задачи:
• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
• апробировать методы ИКТ на уроках ОБЗР
• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)
Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЗР :
достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;
формирование универсальных учебных действий;
развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)
применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.
Основные методы, используемые в работе :
• проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)
• теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)
• практический (апробирование методов и приёмов)
• эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)
На уроках по ОБЗР и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЗР, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
психологически настроить на атмосферу экзамена;
натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЗР В частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полезные обще учебные навыки.
Глава 2. Методические приемы использования мультимедиа
на уроках ОБЗР и внеурочной деятельности
Методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.
4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.
5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Методические материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя ОБЗП и внеурочной деятельности
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЗР. К таким объектам относятся:
видеофрагменты (видео демонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов, позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приемами;
цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;
виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипуляторные модели (в том числе конструкторы и тренажеры, при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;
аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудио сюжеты, при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированных умений).
Глава 3. Мотивация учащихся на уроках ОБЗР с ИКТ
Как помочь детям повысить мотивацию в изучении ОБЗР?
Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят.
Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов, методических карточек; сначала я добавила два видеокурса для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а также приобрела электронные носители – диски.
Свою деятельность обучения ОБЗР с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы : "Microsoft Office Word" и "Proshow Producer", а также пользуясь "услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и т. д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.
Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость.
В дальнейшем, я стала работать с презентациями. Дети охотно, в качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по темам: «Автономное существование человека в природных условиях»», «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи»
Глава 4. Использование ИКТ на уроках ОБЗР
С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать практические действия.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню Защитника», листовки «Внимание дети!», «Новогодняя ёлочка!», визитки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop b Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ безопасности жизнедеятельности? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.
Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.
Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
• личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;
• обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;
• использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит
какая -либо проблема;
• формирование биологической компетенции;
• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе
раскрытию мировоззренческих вопросов
Выводы:
Использование ИКТ повышает :
Интерес к предмету
Эмоциональное состояние
Познавательную активность
Успеваемость по предмету
Качество знаний по ОБЗР
Результативность в конкурсах (олимпиадах, спартакиадах, конкурсах)
Заключение
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей, учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении ОБЗР на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую ученику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по ОБЗР, творческую и познавательную активность учащихся.
Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЗР, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЗР» и наблюдаю положительные результаты. Освоение опыта требует от учителя большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.
В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:
- учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах;
- как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах;
- ученики охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях;
- растет качество знаний;
- возрос рейтинг предмета.
Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования школьников.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Волнистова, Т. В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2008.– № 4.– с. 12–23.
2. Гузеев, В. В. Интегральная образовательная технология/ В. В. Гузеев. – М. : Знание, 2001г. – 150 с.
3. Гузеев, В. В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В. В. Гузеев. – М. : Знание, 1999.– 120 с.
4. Гурьев, С. В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с. 4–5.
5. Кателл, Дж. П. Виртуальное обучение//Информатика и образование. – 2002. – №11. – с. 12–34
6. Мак Квайл, Д. Теория массовых коммуникаций/ Д. Мак Квайл – М. : ОЛМА-ПРЕС, 2006г. –288 с.
7. Медведев, А. Н. Методика разработки тестов в электронной таблице//Информатика. – 2005. – № 7. – с. 18-26
8. Розов, Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. //Информатика. – 2005.– № 6. – с. 5-12
9. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2009г. - 208 с.
10. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М. : НИИ школьных технологий, 2008г. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. – 816 с.
11. TeachPro : Основы безопасности жизнедеятельности: мультимедийное учебное пособие для 10 кл. общеобр. учр. / М. А. Шахраманьян, М. П. Фролов; под общей ред. С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьева, М. И. Фалеева. – М. : Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2002. – 335 с. 12. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с.