Папки-передвижки

Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Елена Татаркина
Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью достижения новых образовательных результатов в работе с детьми с общим недоразвитием речи применяю следующие такие современные образовательные технологии, как информационно-коммуникационные. Свои навыки я применяю со всеми субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами дошкольного учреждения).

Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

В условиях формирования информационного общества решающую роль играют не только получение, хранение, обработка, распространение, использование информации, но и возрастающие технические возможности коммуникаций. Современные информационные, компьютерные и сетевые технологии открывают новые перспективы в сфере дошкольного образования и воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом.

Так, федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования конкретизируют требования к информационно-методическому обеспечению и предусматривают информационное обеспечение образовательного процесса.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, в сотрудничестве с родителями и педагогами дошкольного учреждения, в организации работы педагога.

Использование ИКТ в работе с детьми

У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста, недостаточность объема словаря, сложности при автоматизации звуков. Результаты обследования детей, поступивших в логопедическую группу, показывают, что у многих детей снижен объем памяти, низкий уровень слухового и зрительного внимания. Поэтому применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным. Использование мультипликации, звука и графики обеспечивает игровой характер предлагаемого образовательного содержания, что в свою очередь гарантирует высокую степень концентрации внимания, мотивации и взаимодействия со стороны ребенка.

Направления коррекционной работы с детьми с использованием ИКТ :

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза.

• Работа над звукопроизношением.

• Формирование лексико-грамматических категорий.

• Развитие связной речи.

• Обучение грамоте.

ИКТ позволяют мне:

• На подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в доступной форме, ярко, образно преподнести наглядную информацию.

• Привлечь и удержать внимание детей движением, звуком, мультипликацией.

• Повысить степень коммуникативности в процессе непосредственного общения.

• Повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям.

Учить детей находить разные способы решения заданий, поощрять их за инициативность при решении проблемных задач.

• Автоматизировать и дифференцировать проблемные звуки в непринужденной обстановке с помощью игры.

Мною созданы презентации по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Времена года», «Домашние и дикие животные», дидактические игры «Определи маршрут», «Найди детеныша», «Посчитай», «Назови ласково», «Из чего какой?» «Где спрятался?».

Презентационные материалы применяются мною для обогащения словаря по определенной лексической теме, развития навыка словоизменения и словообразования, развития связной речи, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, для развития фонематических представлений, формирования оптико-пространственных представлений.

Мультимедийные презентации используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях не более 7-10 минут с обязательной сменой деятельности и динамической паузой.

Мною подобран и систематизирован наглядный материал для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по лексическим темам.

Практика показала, что использование ИКТ способствует мотивации детей к логопедическим занятиям, тем самым повышая результат достижений в развитии речи. Применение ИКТ не только ускоряет запоминание лексического материала, но и делает его осмысленным и долговременным.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, использование информационно-коммуникационных технологий способствуют повышению качества коррекционно-образовательного процесса, выводят его на новый уровень.

Использование ИКТ в работе с родителями и педагогами

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, повысить информационную, педагогическую и коммуникативную компетентности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ОНР.

С помощью элементарных компьютерных программ я не только упрощаю свою работу, уменьшая физические затраты, но и повышаю ее качество. Пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, InfoPath, Publisher, PowerPoint) помогает:

• быстро набрать текстовый документ (объявления, конспекты занятий, перспективные планы, результаты диагностик, обобщение опыта, аттестационные материалы и т. д.,

• подготовить яркую презентацию к занятию, к различным формам сотрудничества с педагогами и родителями (мастер-классы, брифинги, родительские собрания и т. д.,

• сверстать макет информационного буклета.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по возникшим проблемам, использовать электронную почту, а также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятиях своих коллег. Skype (видеочат) помогает мне принимать участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами.

Знание ИКТ позволяет мне принимать участие в интерент-конкурсах. Одним из них стал конкурс Международной педагогической олимпиады на сайте https://pedolimp.ru, где я приняла участие в номинации «Информационные технологии в образовании дошкольников» и получила диплом лауреата с разработкой непосредственной образовательной деятельности по теме «Обувь».

Как сказано выше, интернет помогает размещать свои разработки и знакомиться с работами своих коллег. Я зарегистрировалась на сайте https://www.maaam.ru/detskijsad разместила электронное портфолио и опубликовала свои разработки.

Современный родитель – это активный родитель, нацеленный на результат, открытый для общения, знающий свои права, умеющий пользоваться техническими новинками.

Использование ИКТ для взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. Посредством этих технологий родители могут оперативно получать нужную информацию, консультироваться по разным вопросам, занимать не пассивную, а активную позиции в коррекционно-развивающем процессе.

На сайте детского сада https://det-sad16.ucoz.ru/index/0-2 мною создана своя страничка, на которой я представляю разные рубрики «Сегодня на занятии», «Логопед советует».

Родители получают консультативную и практическую помощь в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Диалог с родителями осуществляется с помощью личной электронной почты, почты детского сада.

Информационно-коммуникационные технологии использую для сопровождения мероприятий с родителями. Так, презентации, видеоролики повышают эффективность совместных мероприятий с родителями и педагогами.

Использование ИКТ при взаимодействии с родителями и педагогами позволяет мне:

• Сократить время доступа к информации субъектов коммуникации.

• Продемонстрировать различные документы, фотоматериалы.

• Обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

• Оперативно получать информацию.

• Обеспечить диалог субъектов коммуникации.

• Способствовать активному сотрудничеству педагогов и родителей.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. А именно, у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, уровень произвольного внимания. Процесс автоматизации звуков и обогащения словаря проходит продуктивно. Родители, в свою очередь проявляют большую активность.

Публикации по теме:

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 22 марта 2015 в 17:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД