наталья росолько
Использование информационных технологий в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается опыт работы по внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Опыт показывает, что информационные технологии являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова. Информационные технологии, телевизор, интерактивная рамка, ноутбук, презентация, дидактические игры.
Публикация «Использование информационных технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий, которые открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы, позволяющие достичь одной из главных целей - повышение качества образования и воспитания дошкольников.
Наш детский сад всегда отличался тем, что любые новшества, связанные с информационными технологиями, приветствовались и внедрялись. Так, например, с 2001 года в детском саду функционирует компьютерный класс, оборудованный современной техникой, две интерактивные доски. Но мы не останавливаемся на достигнутом и большинство групп нашего детского сада, в том числе и наша, оснащена современными техническими средствами - телевизором, ноутбуком, интерактивной рамкой
Информационные средства позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых знаний и развивать интеллектуальные, творческие способности, но и обладают рядом преимуществ, а именно:
* представление информации на экране вызывает у ребенка огромный интерес
* несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам
* движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка
* использование компьютерных игр предоставляет возможность индивидуализации обучения
* позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье и неожиданные и необычные явления)
В группе уже существует самостоятельно разработанные дидактические игры, тематические циклы и презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, оформленные в электронном виде, которые используются во время совместной деятельности с детьми.
Например, в работе широко используются игры,соответствующие задачам развития и обучения, которые объединены по предметному или развивающему признаку, направлены на развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Предлагая игры из серии «Мир природы», мы знакомим детей с различными явлениями, их взаимосвязью, с растительным и животным миром, такие игры способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире.
Играя в игры серии «Лишняя фигура», «Найди близнеца», «Найти силуэт животного» и т. д. развиваем способность формировать и группировать различные предметы, выделять свойства общие для них. Знакомить с понятием скорости и времени можно с помощью игр серии «Закономерности движения».
Формировать у детей начальные математические представления: прямой и обратный счет, счет с заданным шагом, состав числа, простейшие арифметические действия: сложение и вычитание, помогает серия игр «Забавная арифметика».
Учат детей узнавать графические представления букв, читать играть со словами игры из серии «Буквы и животные», «Найди два предмета одного звука», «Веселая азбука» и т. д.
Умение экспериментировать, мысленно поворачивать фигуры на
плоскости и в пространстве, способствуют игры серии «Ориентация в пространстве» и многие другие.
Благодаря наличию готовых форм, ребенок не отвлекается на их создание: вырезывание или рисование. Его мышление направлено непосредственно на создание образа, фигуры, сюжета. Воспитанники стремятся самостоятельно принимать решение, выражают свою индивидуальность. Это очень важно, так как дети начинают ощущать себя творцами
Использование презентаций дает возможность наглядно, предметно демонстрировать события и явление реальной жизни, рассмотреть сложный материал поэтапно, и обратиться не только к новой теме, но и повторить уже пройденный материал, более детально остановиться на вопросах, вызывающих особое затруднение. Например, при изучении темы «Поэзия народного костюма», встречаются старославянизмы, на которые стоит обратить особое внимание детей. Наглядность помогает выстроить объяснение материала логично, научно, с использованием видиофильмов. Использование эффектов анимации способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу. Эмоциональный подъем способствует увеличению усваиваемых знаний. Подача материала в виде презентаций сокращает время обучения и высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Благодаря наличию технических средств, например используя интерактивную рамку, кардинально упрощается работа по взаимодействию с родителями, которые получают информацию о том, чем занимался их ребенок в течении дня, консультации и рекомендации педагогов в вопросах воспитания и развития и др.
Таким образом, информационные технологии в нашем саду становятся ядром развивающей предметной среды, что является неотъемлемой частью общей системы педагогической работы, направленной на всестороннее гармоническое развитие каждого ребенка.
В заключении хочу отметить, что информатизация образования открывает новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новые методические разработки, направленные на реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процесса. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении и повысить его эффективность.
Литература :
1. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении (Электронный источник) https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/63/2786/
2. Информационные технологии в дошкольном образовании (Электронный источник) https://fit-herzen-conf.ru/statii/246_afanasieva.php#