Лучший педагог года

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение (12 фото)

татьяна шапошникова
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение

Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Основными задачами дошкольной организации являются : обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – ячейка общества (малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, таких как отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Зверевой О. Л. В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение:

Публикация «Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение» размещена в разделах

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

На мой взгляд Семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Детский сад первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому.

Актуальность темы исследования заключается в том, что с изменениями экономических и социальных условий все привыкли к тому, что педагоги в основном берут на себя решение воспитательно - образовательных задач. Поэтому родители часто пассивны в педагогическом процессе, не желают преодолевать трудности вместе со своими детьми. Большие перемены, которые происходят в России нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что растет роль семейного воспитания. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от обыденных шаблонов. Очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между сотрудниками ДОО и родителями не сложились. Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. За историю человечества сложились две направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть» воспитание и развитие ребенка в разные стороны.

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Цель работы с родителями - Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования. Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско- родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4. Формировать позитивные формы общения

5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно- воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Содержание работы по инновационным формам взаимодействия ДОУ и семьи в условиях ФГОС.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами : родительские собрания, конференции, консультации, беседы.

Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время,когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей :

-Проводим проектную деятельность совместно с родителями и участвуем как на уровне ДОУ, так же города и области.

-круглый стол совместно с чаепитием- «Чайная пауза»;

- тематические выставки;

- диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- тренинги на родительских собраниях;

-мастер-классы для родителей совместно с детьми;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия,

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- совместные досуги;

- совместные выезды (на природу, в музеи, в театры, на балет, в зоопарк, в ледовый дворец);

-выставки семейных талантов;

-ведение консультаций в интернете в ВК, ОК;

Нами уже апробировано много различных форм работы с родителями. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по трем направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.

2. Наглядно- информационное направление - используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

3. Досуговые формы мы используем для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребенком. К тому же мне, побывав в семье малыша, посмотрев условия жизни, легче правильно подобрать индивидуальный подход к ребенку и его семье. Получив реальную картину, на основе собранных данных,стараюсь разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учетом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания.

Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня. Также кроме официального сайта ДОУ мной создана группа в социальной сети "В Контакте", где выкладываются фотоотчёты с наших занятий, прогулок, игр. Там же печатаем рекомендации для родителей по работе с детьми по темам недели, все объявления,благодарим родителей за помощь в чём-либо. Также группа является современным средством общения между родителями и педагогом и родителями между собой. По результатам опроса 55% родителей нашего детского сада регулярно посещают наш сайт, следят за новостями, конкурсами, оставляют комментарии в гостевой книге. И 100% родителей постоянно посещают страничку нашей группы в социальной сети.

Сотрудничая с родителями, мы создаём единое образовательное пространство. Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и семьей помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования. Такие как: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», мастер классы «Нетрадиционное рисование с детьми», «Топиарий своими руками», «Объемная снежинка», «Елка и снегири», «Аппликации из коктейльных трубочек» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Они активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок, в проектах и т. д. Многие досуговые мероприятия мы заканчиваем общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить. ведь в наше непростое время у многих родителей просто-напросто банально не хватает на это времени. Особенно запомнился выезд к озеру Тургояк на Золотой пляж, где провели праздник "Вот какие мы большие", на которое собрались практически все родители, их младшие и старшие братья и сёстры наших малышей! Праздник получился действительно семейным, тёплым. Детки очень долго его вспоминали. И хоть с нашей стороны много сил и времени ушло на подготовку и организацию, но счастливые лица детей и их родителей стоили этого! В семейных походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках – походах разноплановое – заботливые костровые, сильные и ловкие, организаторы полосы препятствий, строгие, но доброжелательные судьи, азартные участники игр или артистичные исполнители ролей сказочных героев. Часто дети даже не представляют, что их мамы и папы умеют играть в футбол, волейбол, что они когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, пересматривают своё отношение к ним, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось.

Чайная пауза. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания

Новой и интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна, но всегда находит отклик у родителей. Так с 2013 года акция «Украсим елочку своими руками» стала ежегодной. Дети, вместе с родителями, украшают игрушками, сделанными своими руками ёлочку в группе. Также ежегодно весной и зимой мы проводим акцию "День добрых дел", где родители наводят порядок на нашем участке для прогулок, изготавливают и красят оборудование,высаживают цветы, а зимой строят горки и снежные постройки. Я думаю, что именно такие мероприятия, лишенные всякого формализма, способствуют сближению нас – педагогов с семьями наших дошколят и помогают достичь общей цели – воспитанию подрастающего поколения.

Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Наши руки не знают скуки» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году) налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Наши родители постоянно участвуют во всех конкурсах поделок внутри ДОУ. Они помогают в изготовлении пособий для малышей различные макеты, ширмы, пополнили групповую комнату игровым оборудованием: «Скорая помощь», «Газовая заправка». Закупили ткань и сшили халатики, косынки, сумочки для сюжетно- ролевых игр «Скорая помощь», «Аптека Живика», «Больница». Закупили необходимое количество контейнеров для игр. В прошлом году родители закупили для группы световые планшетные столы для игр с песком. Поменяли детские кровати на новые яркие. Закупили новые матрасы и ткань для пошива двух комплектов белья для своих детей. Все эти приобретения они решили самостоятельно закупить.

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки. Я считаю, что работа,проводимая с семьями наших воспитанников,принесла свои плоды. На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в управлении ДОУ и в воспитании детей.

направление

Информационно - наглядные формы • Оформление родительских уголков, буклеты, ширмы.

• Группа в контакте

• Блог на сайте МААМ https://www.maam.ru/users/tatyana110979

направление

Формы привлечения родителей • Проектная деятельность на уровне группы, ДОУ, города и области;

• Участие в муниципальных, областных конкурсах;

• Участие в выставках и конкурсах внутри ДОУ;

• Помощь в изготовлении макетов, выносного материала и оборудования;

• Помощь родителей в оформлении зимнего участка и снежных построек;

• Проведение Мастер классов;

• Привлечение родителей в участии праздниках и развлечениях детского сада;

Организация подвижных игр в группе и на участке ДОУ;

• Чтение художественной литературы родителями детям;

• Постановка кукольного театра «Маша и медведь на новый лад» и показ детям;

• Участие во флешмобе.

направление

Информационно

- аналитическая форма • Анкетирование

• анализ

направление

Досуговые формы • Выезды на природу в осенний лес.

• Посещение Ильменского Заповедника

• Посещение Миасского Краеведческого музея

• Совместный выезд в зоопарк.

• Выезд на озеро Тургояк на Золотой пляж.

• Выезд в г. Челябинск в оперный театр

• Выезд в г. Челябинск на новогоднюю премьеру балета «Спящая красавица»

• Выезд в г. Челябинск в театр Драмы.

• Совместный выезд в Ледяной дворец имени Харламова г. Чебаркуль.

• Круглый стол с чаепитием

«Милая мамочка» ко дню матери.

• Капустник (Изготовление блюд из капусты и совместное снятие проб и выбор лучшего блюда)

направление

Просвещение родителей для повышения их правовой и педагогической культуры • Консультации

• Тренинги

• Нетрадиционные формы родительских собраний

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение

флешмоб,

Фото №1 На мой взгляд Семья это ведущий фактор развития личности ребенка от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека Фото №2 В настоящее время вместе с изменениями в обществе происходят преобразования и в образовательных учреждениях в том числе и в детском саду Фото №3 Детский сад первый несемейный социальный институт первое воспитательное учреждение с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение

у озера Тургояк

Фото №4 От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка

игры в лесу,

Фото №5 Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность уступая месту чему то новому Фото №6 Поэтому родители часто пассивны в педагогическом процессе не желают преодолевать трудности вместе со своими детьми

в зоопарке,

Фото №7 Большие перемены которые происходят в России нестабильность жизни перестройка системы образования приводят к тому что растет роль семейного воспитания Фото №8 Дошкольное детство уникальный период в жизни человека когда формируется здоровье осуществляется развитие личности Фото №9 В то же время это период в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых родителей педагогов

участие в выставках,

Фото №10 Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием взрослых ведущее место среди которых занимает семья Фото №11 Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком уйдя при этом от обыденных шаблонов

участие в мастер классах скрин странички в группе ВК. фотографий оооочень много. а отличного настроения родители с детьми получили еще больше!

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования,.

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как.

Арт-проект «Использование современных технологий для успешного взаимодействия с семьей воспитанников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №4 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" АРТ.

Использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры.

Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка» Методическая разработка по работе.

Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.

Отчет по самообразованию «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2"Светлячок"» р. п. Базарный Карабулак Саратовская область..

План по самообразованию «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "ДС №6 "Буратино" г. Мегион Ханты Мансийский автономный округ Югра воспитатель.

План работы родительского клуба с целью повышения педагогической компетенции родителей по вопросам ранней профориентации Сентябрь Родительское собрание «Профориентация детей в дошкольном образовании». Цель: познакомить родителей с планом работы группы на год.

Поиск эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи Поиск эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи. Степень готовности к школьному обучению- это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение
Опубликовано: 6 октября 2019 в 22:06
+161Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД