Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение

татьяна шапошникова
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение

Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Основными задачами дошкольной организации являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – ячейка общества (малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, таких как отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Зверевой О. Л.В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение:

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

На мой взгляд Семья – это ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Детский сад первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому.

Актуальность темы исследования заключается в том, что с изменениями экономических и социальных условий все привыкли к тому, что педагоги в основном берут на себя решение воспитательно - образовательных задач. Поэтому родители часто пассивны в педагогическом процессе, не желают преодолевать трудности вместе со своими детьми. Большие перемены, которые происходят в России нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что растет роль семейного воспитания. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от обыденных шаблонов. Очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между сотрудниками ДОО и родителями не сложились. Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.За историю человечества сложились две направления воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор,что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть» воспитание и развитие ребенка в разные стороны.

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Цель работы с родителями - Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования. Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада.

Задачи:

1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско- родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4. Формировать позитивные формы общения

5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно- воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Содержание работы по инновационным формам взаимодействия ДОУ и семьи в условиях ФГОС.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами: родительские собрания, конференции, консультации, беседы.

Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время,когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

-Проводим проектную деятельность совместно с родителями и участвуем как на уровне ДОУ, так же города и области.

-круглый стол совместно с чаепитием- «Чайная пауза»;

- тематические выставки;

- диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- тренинги на родительских собраниях;

-мастер-классы для родителей совместно с детьми;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия,

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- совместные досуги;

- совместные выезды (на природу, в музеи, в театры, на балет, в зоопарк, в ледовый дворец);

-выставки семейных талантов;

-ведение консультаций в интернете в ВК, ОК;

Нами уже апробировано много различных форм работы с родителями. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Свою работу по вовлечениюродителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по трем направлениям:

1. Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.

2. Наглядно- информационное направление - используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

3. Досуговые формы мы используем для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребенком. К тому же мне, побывав в семье малыша, посмотрев условия жизни, легче правильно подобрать индивидуальный подход к ребенку и его семье. Получив реальную картину, на основе собранных данных,стараюсь разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учетом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания.

Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня. Также кроме официального сайта ДОУ мной создана группа в социальной сети "В Контакте", где выкладываются фотоотчёты с наших занятий, прогулок, игр. Там же печатаем рекомендации для родителей по работе с детьми по темам недели, все объявления,благодарим родителей за помощь в чём-либо. Также группа является современным средством общения между родителями и педагогом и родителями между собой. По результатам опроса 55% родителей нашего детского сада регулярно посещают наш сайт, следят за новостями, конкурсами, оставляют комментарии в гостевой книге. И 100% родителей постоянно посещают страничку нашей группы в социальной сети.

Сотрудничая с родителями, мы создаём единое образовательное пространство. Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и семьей помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования.Такие как: «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», мастер классы «Нетрадиционное рисование с детьми», «Топиарий своими руками», «Объемная снежинка», «Елка и снегири», «Аппликации из коктейльных трубочек» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Они активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок, в проектах и т. д. Многие досуговые мероприятия мы заканчиваем общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить. ведь в наше непростое время у многих родителей просто-напросто банально не хватает на это времени. Особенно запомнился выезд к озеру Тургояк на Золотой пляж, где провели праздник "Вот какие мы большие", на которое собрались практически все родители, их младшие и старшие братья и сёстры наших малышей! Праздник получился действительно семейным, тёплым. Детки очень долго его вспоминали. И хоть с нашей стороны много сил и времени ушло на подготовку и организацию, но счастливые лица детей и их родителей стоили этого! В семейных походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках – походах разноплановое – заботливые костровые, сильные и ловкие, организаторы полосы препятствий, строгие, но доброжелательные судьи, азартные участники игр или артистичные исполнители ролей сказочных героев. Часто дети даже не представляют, что их мамы и папы умеют играть в футбол, волейбол, что они когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, пересматривают своё отношение к ним, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось.

Чайная пауза. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания

Новой и интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна, но всегда находит отклик у родителей. Так с 2013 года акция «Украсим елочку своими руками» стала ежегодной. Дети, вместе с родителями, украшают игрушками, сделанными своими руками ёлочку в группе. Также ежегодно весной и зимой мы проводим акцию "День добрых дел", где родители наводят порядок на нашем участке для прогулок, изготавливают и красят оборудование,высаживают цветы, а зимой строят горки и снежные постройки. Я думаю, что именно такие мероприятия, лишенные всякого формализма, способствуют сближению нас – педагогов с семьями наших дошколят и помогают достичь общей цели – воспитанию подрастающего поколения.

Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Наши руки не знают скуки» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году) налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Наши родители постоянно участвуют во всех конкурсах поделок внутри ДОУ. Они помогают в изготовлении пособий для малышей различные макеты, ширмы,пополнили групповую комнату игровым оборудованием: «Скорая помощь», «Газовая заправка». Закупили ткань и сшили халатики, косынки, сумочки для сюжетно- ролевых игр «Скорая помощь», «Аптека Живика», «Больница». Закупили необходимое количество контейнеров для игр. В прошлом году родители закупили для группы световые планшетные столы для игр с песком. Поменяли детские кровати на новые яркие. Закупили новые матрасы и ткань для пошива двух комплектов белья для своих детей. Все эти приобретения они решили самостоятельно закупить.

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки. Я считаю, что работа,проводимая с семьями наших воспитанников,принесла свои плоды. На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в управлении ДОУ и в воспитании детей.

направление

Информационно - наглядные формы • Оформление родительских уголков, буклеты, ширмы.

• Группа в контакте

• Блог на сайте МААМ https://www.maam.ru/users/tatyana110979

направление

Формы привлечения родителей • Проектная деятельность на уровне группы, ДОУ, города и области;

• Участие в муниципальных, областных конкурсах;

• Участие в выставках и конкурсах внутри ДОУ;

• Помощь в изготовлении макетов, выносного материала и оборудования;

• Помощь родителей в оформлении зимнего участка и снежных построек;

• Проведение Мастер классов;

• Привлечение родителей в участии праздниках и развлечениях детского сада;

Организация подвижных игр в группе и на участке ДОУ;

• Чтение художественной литературы родителями детям;

• Постановка кукольного театра «Маша и медведь на новый лад» и показ детям;

• Участие во флешмобе.

направление

Информационно

- аналитическая форма • Анкетирование

• анализ

направление

Досуговые формы • Выезды на природу в осенний лес.

• Посещение Ильменского Заповедника

• Посещение Миасского Краеведческого музея

• Совместный выезд в зоопарк.

• Выезд на озеро Тургояк на Золотой пляж.

• Выезд в г. Челябинск в оперный театр

• Выезд в г. Челябинск на новогоднюю премьеру балета «Спящая красавица»

• Выезд в г. Челябинск в театр Драмы.

• Совместный выезд в Ледяной дворец имени Харламова г. Чебаркуль.

• Круглый стол с чаепитием

«Милая мамочка» ко дню матери.

• Капустник (Изготовление блюд из капусты и совместное снятие проб и выбор лучшего блюда)

направление

Просвещение родителей для повышения их правовой и педагогической культуры • Консультации

• Тренинги

• Нетрадиционные формы родительских собраний

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение

флешмоб,

у озера Тургояк

игры в лесу,

в зоопарке,

участие в выставках,

участие в мастер классах скрин странички в группе ВК. фотографий оооочень много. а отличного настроения родители с детьми получили еще больше!

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей В нашей стране на протяжении нескольких лет дошкольное образование официально принято полноценным уровнем непрерывного общего образования,.

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как.

Арт-проект «Использование современных технологий для успешного взаимодействия с семьей воспитанников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №4 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" АРТ.

Использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры.

Методическая разработка по работе с родителями. «Использование инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №4 «Рябинка» Методическая разработка по работе.

Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.

Отчет по самообразованию «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2"Светлячок"» р. п. Базарный Карабулак Саратовская область..

План по самообразованию «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "ДС №6 "Буратино" г. Мегион Ханты Мансийский автономный округ Югра воспитатель.

План работы родительского клуба с целью повышения педагогической компетенции родителей по вопросам ранней профориентации Сентябрь Родительское собрание «Профориентация детей в дошкольном образовании». Цель: познакомить родителей с планом работы группы на год.

Поиск эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи Поиск эффективных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи. Степень готовности к школьному обучению- это.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
Автор публикации:
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение
Опубликовано: 6 октября 2019 в 22:06
+161Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки