МААМ-картинки

Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР

Таисия Ярошевич
Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР

Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР

Ярошевич Таисия Яковлевна

Учитель-логопед, МБДОУ д/с №12, г. Белгород

Публикация «Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР» размещена в разделах

Опыт работы с детьми показал, что у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) редко встречается хорошо развитая мелкая моторика пальцев рук. Недостатки развития мелкой мускулатуры проявляются в нарушении точности, быстроты, переключаемости, скоординированности движений и пр. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в речевом развитии детей с ОНР.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОНР способствует формированию речевой деятельности, интеллектуальных способностей, развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Таким образом, проблема развития мелкой моторики у детей с ОНР является очень важной в современных условиях. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки.

Одним из эффективных средств развития мелкой моторики является пальчиковый игротренинг. Игры и упражнения, входящие в него, являются мощным средством активизации мышц мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развития силы и ловкости рук, поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. А для того, чтобы параллельно развивалась речь у детей с ОНР, целесообразно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Любые стихотворные произведения такого рода можно самим «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.

Пальчиковый игротренинг со стихотворным сопровождением дает возможность сделать речь максимально выразительной и четкой, вырабатывает правильный темп и ритм речи, учит слышать рифму, ударения, делить слова на слоги, развивает речевой слух, пополняет словарный запас. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.

Для достижения планируемых результатов была разработана система работы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики у детей с ОНР посредством пальчикового игротренинга со стихотворным сопровождением.

Эффективность работы зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

- создание предметно-развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника;

- повышение у детей интереса к пальчиковому игротренингу, превратив его в занимательную игру;

- формирование у детей положительной мотивации, ориентировка на успешность ребенка;

- использование различных методов и приемов, вид игр для формирования мелкой моторики у детей с ОНР;

- последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- соблюдение временного регламента, не вызывающего переутомления ребенка (пальчиковый игротренинг со стихотворным сопровождением должен выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость);

- создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей.

Принципы, которые легли в основу организации деятельности педагога по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.

1. Принцип целенаправленности учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР ведётся в системе и в определённой последовательности, предусматривающей постепенное усложнение заданий - от простого к сложному.

3. Принцип преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

4. Принцип наглядности обучения. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов работы учителя-логопеда.

5. Принцип обратной связи. По ходу выполнения игротренинга необходимо комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

6. Принцип интегрировности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция игротренинга в разные виды детской деятельности.

Были определены следующие направления.

1. Пальчиковый игротренинг на развитие координации слова с движением пальцев рук.

2. Пальчиковый игротренинг на развитие зрительного восприятия.

3. Пальчиковый игротренинг на развитие зрительно-моторной координации.

Для реализации опыта были определены этапы работы.

1. Организационно-подготовительный.

2. Мотивационно-ориентировочный.

3. Творческий.

В ходе организационно-подготовительного этапа организовали соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики у детей. Она включала в себя как фабричные материалы, игры и пособия, так и оборудование, изготовленное своими руками по всем направлениям.

Дальнейшее развитие мелкой моторики происходило на втором этапе обучения, целью которого стало воспитание у дошкольников интереса и потребности в выполнении пальчикового игротренинга со стихотворным сопровождением.

В рамках первого направления, учитывая интерес детей к играм, работа началась с разучивания сюжетно-пальчиковых упражнений. Такие упражнения очень полезны, интересны и просты для запоминания. Смысл сюжетно-пальчиковых упражнений заключался в том, что ребёнку предлагалось с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук «инсценировать» содержание прослушиваемого материала. Упражнения подбирались под определенную лексическую тему.

В сюжетно-пальчиковых упражнениях активно использовалась игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь действия пальчиков сопровождались стихами, что требовало соотнесения слова с движениями и давало возможность для развития словесной регуляции движения.

Для получения максимального эффекта сюжетно-пальчиковые упражнения были построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца). Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Многие сюжетно-пальчиковые упражнения предполагали участие обеих рук, что давало возможность развивать одновременность движений.

Перед каждым сюжетно-пальчиковым упражнением с детьми обсуждалось его содержание, сразу же при этом отрабатывались необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяло подготовить детей к правильному выполнению, но и создавало необходимый эмоциональный настрой.

Сначала упражнения выполнялись вместе с детьми. На начальных этапах мы не требовали от детей, чтобы они выполняли движения и произносили текст одновременно, так как объем внимания у детей ограничен, а невыполнимая задача могла «отбить» интерес к занятиям. При повторном проведении игр, текст постепенно разучивался детьми наизусть. Дети начинали соотносить слова с движениями. Теперь обращалось внимание на то, чтобы дети двигали руками и пальцами в такт словам. Все успехи детей отмечались и поощрялись.

В начале обучения проводились игры, в которых дети выполняли упражнения с легкими движениями: соединяли одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяли пальцы руки с большим пальцем. Затем проводились упражнения, с помощью которых дети учились поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Разучиваемые сюжетно-пальчиковые упражнения в дальнейшем дети включали в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Также широко использовали самомассаж кистей и пальцев рук. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже. В процессе самомассажа укреплялись мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. В данных упражнениях использовали традиционные для массажа движения – поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание, пощипывание, встряхивание и поглаживание пальцев. Самомассаж каждого пальчика предполагал многократное массирование их в направлении от ногтевой фаланги к его основанию при помощи указательного и большого пальцев противоположной руки. Возможны и круговые движения.

Самомассаж кистей и пальцев рук не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Весь материал, в котором предполагались движения рук, лучше усваивался в стихотворной форме, т. к. стихи давали возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности давало огромный эффект. Ритм стихотворной речи способствовал развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывался правильный ритм дыхания, развивалась речеслуховая память.

Самомассаж использовали в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы во время непосредственно образовательной деятельности.

Еще один из приемов, который использовался в работе, это самомассаж мелкими предметами (мячиками-ежиками, массажёрами Су-джок, грецкими орехами, с помощью граненых карандашей, крышек из-под пластмассовых бутылок, пуговиц, иппликатора Кузнецова, прищепок и др.). Массажером служил предмет, с которым осуществлялся самомассаж.

В рамках второго направления, целью которого было развитие зрительного и пространственного восприятия, воспитание зрительно-моторного соотнесения, детям было предложено выкладывать фигуры из мелких предметов. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Эти занятия всегда доставляли дошкольникам удовольствие и радость, а особый интерес они вызвали, когда их выполнение сочеталось с проговариванием коротких стихотворений, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Дети выкладывали фигуры по образцу из разнообразного материала: счетных палочек, цветных шнурочков, разноцветных пуговиц, крышек из-под пластмассовых бутылок, разноцветных прищепок, рисовали пальчиками «на манке».

С целью развития зрительно-моторной координации, в рамках третьего направления, детям были предложены разнообразные задания: обведение по точкам, штриховка, раскрашивание, срисовывание по клеточкам, дорисовка картинок, графические диктанты, продолжение ряда, игры-лабиринты.

Эффективность занятий, интерес детей к ним повышался за счет стихотворного сопровождения. Выполняя тот или иной рисунок, дети не только совершали движения рукой, но и включали в работу речевой и слуховой анализаторы, тренировали память, так как стихи постепенно заучивались и дети непроизвольно, зарисовывая, начинали их произносить. Таким образом, идет оречевление производимых действий.

Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, нам удалось подвести детей к качественному выполнению заданий. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы.

Цель третьего – творческого - этапа обучения: проявление творчества детей, развитие фантазии и воображения.

Решая задачи первого направления, детям было предложено придумать к любому маленькому стишку свои пальчиковые движения и самомассаж кистей и пальцев рук. Многие из детей отлично справились со всеми заданиями и проявили творческий подход к выполнению пальчиковых инсценировок. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.

Самым креативным оказалось второе направление. Детям предложили самостоятельно придумать и выложить фигуры из разнообразного материала, соответствующие стихотворным строкам. В ходе проведения занятий нами был замечен большой интерес детей к выполнению своих вариантов рисунков, каждое занятие проходило в атмосфере радости и увлекало детей.

В рамках третьего направления детям было предложено создать свои игры-лабиринты, штриховку, графические диктанты и т. д. Предложения дошкольников не уступали друг другу в оригинальности. После таких творческих заданий дети еще долго самостоятельно продолжали придумывать невероятные истории, причем их фантазии не было предела.

Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является взаимодействие с родителями. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Для активизации и обогащения воспитательных и обучающих умений родителей систематически проводятся мастер-классы, тренинги, консультации. Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.

Таким образом, включение пальчикового игротренинга со стихотворным сопровождением во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР, а так же способствовало развитию речи, познавательной активности, графических умений, творческих способностей детей.

Список используемой литературы

1. Бачина,О. В., Коробова,Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие дли педагогом и родителей. — 2-е изд., испр. и доп. / О. В. Бачина. - М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

2. Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики) / М. Г. Борисенко. - СПб. : Паритет, 2003. - 144 с.

3. Гаврина,С. Е., Кутявина,Н. Л., Топоркова, И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать / С. Е. Гаврина. - Ярославль: Издательство «Академия Развития», 2009. – 176 с.

4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1993.

5. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая, подготовительная группа детского сада / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009. – 64 с.

6. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 2003.- 944 с.

7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

8. Рахманова, Е. М. 45 занятий для подготовки руки к письму / Е. М. Рахманова. – Спб. : Литера, 2012. – 96 с.

9. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2014. – 64 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.

11. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В., Туманова, Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. / Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2009г.

12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 2000. – 420с.

13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - СПб. : Издательство «Лань», 2000. – 32 с.

Публикации по теме:

Использование счётных палочек для развития координации движений и мелкой моторикиИспользование счётных палочек для развития координации движений и мелкой моторики Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это разноцветные пластмассовые или же деревянные пластинки,.

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операцийИспользование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций Елена Фролова Фотоотчет "Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций". Елена Фролова.

Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики Из опыта работы «Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики.

Консультация для родителей «Использование прищепок для развития мелкой моторики» Консультация для родителей «В мире прищепок». Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению,.

Мастер-класс «Использование холодного фарфора, как средство развития мелкой моторики и детского экспериментирования» Холодный фарфор (Cold Porcelain) родом из Аргентины, не токсичный, легкий в работе и дешевый материал, который застывает на воздухе. Он.

Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей с нарушением речи 5–6 лет» "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи 5-6 лет" Подготовила:.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известный педагог.

Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детейРазвитие мелкой моторики, сенсорного развития детей Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детей. Сенсорное восприятия направленно на то, чтобы научить детей точно и полно и наглядно.

Семинар-практикум для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук» «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Ребенок с рождения.

Использование нетрадиционных приемов аппликации как эффективного способа развития мелкой моторики рук В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, что от пальцев идут тончайшие нити-ручейки, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 17:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД