Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми

Ольга Михайловна Петрова
Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми

В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Использование внешних реальных заместителей переходит в применение заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психологические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении (логических задач).

Способность к наглядному моделированию обусловлена тем, что сама деятельность носит моделирующий характер и ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для умственного развития ребенка имеет игровое моделирование действительности, т. е. детям дошкольникам нужно не просто объяснить, а еще и наглядно-образно показать.

Для развития творческого воображения преподаватели ТРИЗа предложили первое описание принципиально новой игры – «Маленькие человечки» (моделирование маленькими человечками). Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, даёт возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними.

На практике малыши уже познакомились со свойствами твердых и жидких веществ, но понять физическую сущность многих явлений и процессов (почему камень твердый) им еще трудно.

Сущность используемого в игре метода ММЧ в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества. разных маленьких человечков. Они могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие. Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду). Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

С помощью игры не трудно ответить на вопрос, почему камень твердый (потому, что маленькие человечки крепко держатся друг за друга); показать переход от одного агрегатного состояние в другое, например, почему лед зимой не тает? Потому, что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, маленькие человечки согрелись, им стало тепло, и они начали распрямляться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечиками, локтями, пальцами. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее и сильнее, маленьким человечкам становится все жарче и жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

Игра «Маленькие человечки»проводится поэтапно: На первом этапе предложить ребенку научиться моделировать вещество и описывать его. Например, несколько маленьких человечков (6-8 карточек, плотно лежащих друг к другу, они крепко держатся друг за друга руками. В реальной жизни это может быть камень, лед, железо, доска и т. д. Таким же образом обыгрывается жидкое и газообразное вещества. Здесь можно использовать загадки, когда одни из играющих строят какую-либо модель, а остальные пытаются угадать, модель чего построена. Этот этап можно применять с детьми 5 лет.

Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, цветка в вазе, супа в кастрюле т. е таких объектов, которые строят из двух, трёх и более веществ.

Не принципиально,как строить модель: Можно просто перечислить все, что есть в аквариуме, и ставить соответствующих маленьких человечков, а можно выложить стены (маленькие человечки твердого тела, внутри вода (маленькие человечки жидкости, камни, растения, ракушки, воздушные пузырьки и т. д. Все будет зависеть от подготовки и желания детей.

Естественно, что выстраивая модель, того же аквариума, дети могут использовать всё имеющееся количество символов, и на первых порах этого вполне достаточно. Но задача состоит в том, как построить модель системы минимальными средствами, выделить в модели самое главное, подвести детей к пониманию того, что всё, что их окружает в принципе состоит только из твердого, жидкого и газообразного. И для построения модели, например человека и листка, который он только что сорвал с веточки, достаточно всего трех символов, и что модели-то одинаковые, и они… оба живые!

Прежде, чем переходить к следующему этапу игры, задайте детям вопросы, как ведут себя маленькие человечки, например холодной и горячей жидкости. Сделайте игру динамичной – пусть дети движениями покажут и опишут словами, например может ли твердый человек быть веселым, а газообразный скучным? Когда это бывает? Почему?

На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы взаимодействия между веществами. Например, если на модели заменить одного человечка твердого тела на человечка жидкости, то это может быть процесс таяния льда или плавления железа. А если сверху модели поставить человечка, символизирующего газ, то мы получим модель вещества с запахом. Этот этап игры доступен детям 6 лет.

На третьем этапе моделируются процессы взаимодействия двух веществ. Для этого необходимо ввести символы, обозначающие характер взаимодействия) – бездействие, (+) – притяжение, (-) – отталкивание. Построим модель кубика, лежащего на столе. Между кубиком и столом положительное взаимодействие, а в нескольких сантиметрах от первого кубика положить еще один, то в данном случае будет бездействие. Символы знакового взаимодействия можно сменить на любые другие символы, понятные детям, например на тех же человечков, только другого цвета. Например, модель взаимодействия твердого вещества и жидкости. Между человечками, символизирующими вещество, находятся человечки поля, выполненные из человечков газообразного вещества темного цвета. В данном случае поле отталкивания. Остальные человечки могут символизировать кусочек льда в воде, кусок железа в ртути, и другое. Этот этап игры доступен детям 7-8 лет.

Таким образом, игра «Маленькие Человечки» предназначена для детей в возрасте от 5 лет и может быть использована как средство обучения школьников. Игра помогает формированию диалектического представления о различны объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. Также игра приносит радость познания, дарит возможность видеть непосредственно результаты своей творческой деятельности. С помощью этой игры ребенок совершает первые открытия, проводит научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомится с закономерностями в развитии природы, переживает минуты вдохновения; в игре развивается воображение, фантазия, а следовательно создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.

Публикации по теме:

Презентация «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» из опыта работы Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность,.

Использование сказкотерапии в работе с детьми Сказкотерапия полезна всем. Сказкотерапия оказывает многостороннеевлияниена личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии дети учатся.

Буклет «Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе с дошкольниками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Учитель-логопед Чистикина Елена Юрьевна г. Переславль-Залесский.

Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста»Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста» Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А в период адаптации особенно важно поддерживать.

Использование метода сказкотерапии в работе педагога-психолога "Сказка о волшебных яблоках". В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка, но не просто девочка, а самая что ни на есть.

Использование сказкотерапии в работе с детьми С давних пор родители рассказывали детям сказки, даже не задумываясь, что со временем это станет своеобразным «лекарством» для детей. Современная.

Мастер-класс  «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: - познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения ; - учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;.

Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы  ММЧ – дает представление об окружающем мире на микроуровне. ММЧ разработан ГС. Альтшуллером для решения изобретательных задач. ММЧ - это.

Методическая разработка «Использование метода релаксации в работе воспитателя» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя» Цель: научить педагогов навыкам психологической.

Перспективный план работы по организации поисково-исследовательской деятельности с помощью метода маленьких человечков Дата Тема занятия Цели Методы Оборудование Сентябрь 1 Что могут глаза Осознание ребёнком возможностей зрительного анализатора по признакам.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми
Опубликовано: 19 августа 2018 в 14:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Королеве осени, яркой красавице-тыкве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы привить детям любовь к этому овощу и украсить дом тыквенным...

24 октября. День русской избы на МААМ

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...

Коллективное занятие по аппликации в средней группе «Украсим осеннее дерево»
Коллективное занятие по аппликации в средней группе. Тема: “Украсим осеннее дерево” Цель: закрепить знания детей о приметах осени; умение называть по...
Фотоотчет о празднике «Хлеб всему голова»
Тематические дни и недели в детском саду помогают организовать практико-ориентированную коллективно-творческую деятельность детей по актуальной, интересующей...
Дидактическая копилка. Математические игры «Осенние заморочки»
Предлагаем Вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: " Помоги зайчику сосчитать урожай! " Цель: закрепление...