Получи документы

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Ольга Бербасова
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

1. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

2. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Проблема: не сформированность связной речи у детей. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных и птиц используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР.

4. По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

5. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

6. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Цель работы:

-знакомство детей с методом мнемотехники;

- развитие связной через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов;

- развитие памяти, через рассказывания стихов.

7. Мнемотехника, как и любая работа, строится от простово к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов (рисунок, последовательно переходим к мнемодорожкам (рисунок, и позже к мнемотаблицам (рисунок).

8. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

9. Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

10. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

11. Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, использую для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

12. Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

13. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.

14. Творческие рассказы. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико – грамматическую наполняемость рассказа.

15. Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

16. При ознакомлении с художественной литературой я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в последующем – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым.

17. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

- рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- пересказ по заданной теме.

19. Этапы работы со схемой моделью:

- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами;

- учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать;

.

- самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему- модель. Использовать схему – модель как план рассказа.

- закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

20. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширился круг знаний об окружающей жизни;

- активизировался словарный запас;

- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Всё перечисленное – это только определённые виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. Считаю, чем раньше мы будем использовать метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Консультация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков (мнемотехника)» Составила: Сокольская Т. В. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 21:06
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД