Кристина Вершинина
Использование метода мнемотехники в обучении дошкольников рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении дошкольников рассказыванию» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для :
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблица, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка серая, елочка зеленая.
Позже – при постоянном использовании мнемотаблиц можно усложнять или заменять другими символами - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому можно самостоятельно дополнять и уточнять схемы.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется мнемотехника. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.
Но надо отметить, что дошкольники в начале знакомства с мнемотаблицами начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Перед занятием проводится большая предварительная работа (педагога и детей)
подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
прослушивание аудиокассет;
подбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
активизируется словарный запас;
дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.