Приложение МААМ

Использование метода мнемотехники в развитии речи детей

Наталья Ермолина
Использование метода мнемотехники в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Я хочу рассказать об использовании мнемотехники для развития речи детей, а также памяти, внимания, воображения и мышления;

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому то и способствует мнемотехника. Мнемотехнику переводе с греческого обозначает «искусство запоминания».

Публикация «Использование метода мнемотехники в развитии речи детей» размещена в разделах

Мнемотехника – это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

При работе с детьми мной было замечено, что многие дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей.

Мнемотаблицы используются для :

- обогащения словарного запаса,

- при пересказах художественной литературы,

- при обучении составлению рассказов,

- при заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, работа с мнемотаблицами, строится от простого к сложному.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит успех обучения в школе, общение со сверстниками. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой - учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

Между тем, мы все мы знаем, что даже опытные воспитатели нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что педагоги не всегда знают, как правильно должна строиться работа по обучению пересказу, какими приемами лучше воспользоваться.

Работая с детьми с младшей группы, можно заметить, что если при обучении пересказу использовать наглядность, яркость изображений основного текста (в младшем возрасте, составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов (в старшем возрасте, то ребенок быстрее научится пересказывать, и на занятии по развитию речи можно спросить пересказ большее количество детей.

В обучении пересказу с помощью метода мнемотехники лучше начинать с русских народных сказок, так как сказка – неизменный спутник детства – играет огромную роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой, главным видом деятельности ребенка. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми героями и понятными персонажами. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и воспроизведению текста.

Наблюдая за детьми младшего возраста на занятиях по развитию речи можно заметить, что дети не могут пересказывать небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Малыши только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. Дети не ставят перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагают усилия для запоминания. В памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому в младшем возрасте на первых этапах необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов. Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. Вне занятий детям предлагается кукольный театр по этой сказке, где каждый ребенок может попробовать себя в разных ролях.

На самых первых этапах работы с мнемотаблицами они скорей напоминают сюжетные картинки, затем уже скоро мнемотаблицы рисуются схематически.

Сказка «Репка»

Сказка «Заюшкина избушка»

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному сказке.

Для составления и пересказа рассказов тоже можно использовать мнемотаблицы.

Например рассказ «Зима»

(средняя,старшая группа)

Образец рассказа: Наступила зима. Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов. День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки. Зимой мы празднуем Новый год.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем — коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Мнемотаблицы широко используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Составление рассказа-описания по теме «Игрушки».

1. Цвет. (Какого цвета игрушка)

2. Форма. (Какой она формы)

3. Мячи. (Какого размера игрушка)

4. Детали машины. (Назови ее детали.)

5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка)

6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть)

Составление рассказа о своей семье.

1. Ребенок. (Твое имя.)

2. Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.)

3. Молоток. (Профессия папы)

4. Фартук. (Профессия мамы.)

5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.)

6. Рука. (Кто помогает тебе)

Мнемотаблицы также очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Вначале рассмотрим вариант для младшего возраста, когда мнемотаблица дается педагогом.

Описание методики

1. Берем заданное на изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. Подбираем или рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения.

3. Выразительное чтение стихотворение детям

4. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

5. Разбирается содержание стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

6. Непонятные детям слова, объяснить их значение в доступной для детей форме.

7. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

8. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

9. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Весна пришла

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клена –

Сколько носиков зеленых! Т. Дмитриев.

Непоседа Васенька

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

В старшем возрасте мнемотаблицы уже можно составлять вместе с детьми и вы увидите, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, уже пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

Давайте попробуем с вами составить мнемосхему к стихотворению «Снегири»

Кто попробует рассказать стихотворение с опорой на

схему.

Белка-шалунишка

Скачет белка-шалунишка,

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

Подсушись, боровичок!

Так что же дает мнемотехника?

• возможность накапливать огромное количество информации

• колоссальную экономию времени при запоминании

• возможность быстрого обучения

• мощное развитие мышления и внимания

• эффективную гимнастику для мозга

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов :

детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

-при самостоятельном зарисовывании мнемотаблиц-схем развивается мелкая моторика рук.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники в развитии речи детей
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 14:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода мнемотехники в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ермолина (УИ 69820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД