Наталья Пильщикова
Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: продуктивный и насыщенный, в котором закладываются основы всего последующего развития личности, формирования его интеллекта. В процессе обследования «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) выявляется недостаточный уровень развития опосредованной памяти, логического мышления и воображения, что является причиной низкого уровня воспроизведения и запоминания литературного текста. Именно в этот период дошкольного детства задача воспитателя помочь развить способности ребенка, чтобы реализоваться в будущем. Помогает решать эти задачи технология «критического мышления» (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит, разнообразие методов и приемов которых я применяю во всех видах организованной учебной деятельности (ОУД). Вот некоторые из них.
Публикация «Использование методов и приемов критического мышления при работе над художественным текстом» размещена в разделах
На мотивационно-побудительном этапе ОУД с целью за ограниченное временя собрать коллективную информации по заданной теме использую прием «мозгового штурма». Например: «Ребята, что вы знаете об овощах?» Дети называют овощи, характерные признаки окраски, формы, вкуса, способы употребления в пищу. Идет процесс обогащения словарного запаса.
Для активизации представлений детей по теме содержания художественного произведения (угадывание сюжета, его главных героев и их действий, выраженного в его названии - метод «прогнозирования». Перед чтением рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить», задаю детям вопрос: «О чем вы сейчас узнаете из рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить»? О какой птице пойдет речь?» У дошкольников развивается способность восприятия произведения: сюжета, героев, событий.
Использование приёмов «синквейна», «шести шляп мышления», «тонкие» и «толстые» вопросы помогают дошкольникам самостоятельно обобщить информацию, сделать выводы по изученной теме.
Предлагая алгоритм «синквейна»
кто? или что? (предмет или явление одним словом)- яблоко;
какой? какая? (описать какой это предмет)- вкусное, ароматное;
что делает? (действия данного предмета) – лежит, висит, катится;
предложение на эту тему (нравится ли данный предмет и как) - Я люблю ароматное яблоко;
обобщающее слово (как по – другому можно назвать предмет) – фрукт
дети легко создают устное мини сочинение – описательный рассказ, синтезируя и обобщая полученную информацию, обогащая свой словарный запас, умение производить краткий пересказ. Начинать работу по алгоритму предлагаю со второй младшей группы, используя его частично называть предмет, его признаки и действия.
Прием «шесть шляп мышления» (разработанный Эдвардом де Боно) приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, дети учатся думать в заданном направлении. «Белая шляпа»- информационная. Что нам известно. «Красная шляпа»- эмоциональная. Какие чувства по этому поводу? «Черная шляпа»- критическая. Правда ли это? В чем недостатки? «Желтая шляпа» - позитивное мышление. Почему это можно делать? «Зеленая шляпа» - творчество. Новые идеи, предложения. «Синяя шляпа»- обобщение. Чего мы достигли. Подведение итогов.
Результаты моей работы показывают, что у детей формируются следующие компетентности: коммуникативно – языковая обогащается словарный запас, развивается монологическая речь; социальная компетентность дает возможность выбора правильного поведения персонажа произведения и перенос его в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, здоровье-сберегающая через выражение своего эмоционального состояния событиям произведения.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому я всегда в поиске новых путей обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность детей в радость познания.