Ольга Корнишева
Использование моделей сообщающихся сосудов для игр-экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лето! Прогулки на свежем воздухе! Весёлые игры! Ни для кого не секрет, что дети с самого раннего возраста обожают воду. Вода притягивает как магнит! Так интересно топить и доставать различные предметы, наливать и выливать воду из всевозможных баночек - формочек, переливать из сосуда в сосуд… И, главное, становясь старше и узнавая больше и больше о свойствах воды, дети не теряют интерес к таким играм.
Публикация «Использование моделей сообщающихся сосудов для игр-экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» август 2023
Именно поэтому игры с водой - прекрасный инструмент для подачи важных, но трудных для понимания детей понятий.
Моя педагогическая находка - использование моделей сообщающихся сосудов для игр-экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель использования моделей сообщающихся сосудов: создание условий для развития познавательного интереса и познавательной активности
Задачи:
-способствовать развитию интеллекта (ставить вопросы поискового характера (Как? Почему? Зачем, приходить к собственному суждению через практические действия);
-способствовать закреплению навыков работы с условной меркой в ходе игр-экспериментов;
-способствовать возникновению интереса к созданию действующих моделей сообщающихся сосудов для экспериментирования с водой
«Почему выливается вода из носика, если ещё не налили лейку доверху?» - такой вопрос мне задали дети.
Для нас, взрослых, это очень просто, а для детей, оказывается непонятно. Лейка устроена по принципу сообщающихся сосудов. Ребёнок, видя действия взрослых с этим предметом, постепенно учится лить воду понемногу, овладевает плавностью движений, но принцип её действия остаётся далёк от понимания. Я задумалась: «А ведь это очень интересно! Принцип действия скрыт в буквальном смысле – лейка непрозрачная!»
Открытие закона о сообщающихся сосудах принадлежит Симону Стевину. Свои наблюдения за уровнем одноимённых жидкостей он обобщил в конце 16 века, но принципом действия сообщающихся сосудов с успехом пользовались уже в Древней Греции. Как все мы помним с курса школьной физики, вода в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Демонстрация действия закона ведётся для школьников на специальном оборудовании, оно прозрачное, но очень слабо напоминает лейку. Детям это объяснение будет непонятно.
Модель первая.
Прозрачных леек нет, зато есть прозрачные заварочные чайники. Выбираем чайник, у которого носик выше его самого. Убираем всё лишнее (крышку, ёмкость для чая, т. е. демонстрируем процесс превращения чайника в лейку.
Подготавливаем бумажную трубку, закрепляем её на подставке – это устройство будет выполнять роль условной мерки. Ещё необходимы поднос, ёмкость с подкрашенной водой, стаканчик для переливания воды в чайник, фломастер, салфетки для уборки.
Проводим 1 опыт (воспитатель выполняет показ, для замеров привлекает детей):
1. Наливаем половину чайника. Используя бумажную трубочку и фломастер, сравниваем высоту уровня воды в носике и в самом чайнике.
2. Доливаем воду до верха чайника, повторяем замеры. Какой сделаем вывод? Обратите внимание, вода немного не доходит до верха носика. А в самом чайнике доходит до самого верха. Почему? (Кладём линейку на горлышко чайника)
(Потому что носик выше чайника). А если бы носик чайника был ниже, смогли бы мы налить чайник до самого верха? Почему? А у нашей лейки носик выше или ниже верха горлышка? Тайна разгадана.
Проводим 2 опыт (выполняют дети под руководством воспитателя):
Используется
вторая модель
сообщающихся сосудов (две пластиковые бутылки разной высоты, соединённые трубкой) и воронка.
Ваша задача налить полную бутылку. Какую бутылку получится налить до краёв? Наливайте! (Далее разговор по результатам опыта.) Можно задать провокационный вопрос: «Как налить высокую бутылку до верха?» (Нужно закрыть пробкой низкую)
Модель третья.
Если привлечь мужчин, можно соорудить что-то вроде трубопровода с кранами.
Дети открывают и закрывают краны, предполагают, куда потечёт вода. А вода, оказывается, может и вверх течь, поднимаясь по трубе. Опять принцип сообщающихся сосудов.
На одной стороне нижней рамы просверлены отверстия. Можно делать фонтанчик. А можно и руки помыть!
Модель четвёртая.
Для показа детям можно использовать один любопытный предмет, который тоже устроен по принципу сообщающихся сосудов. У этой чаши несколько названий: справедливая чаша, чаша умеренности, чаша жадности.
Её придумал Пифагор, когда руководил строительством водопровода на острове Самос, чтобы всем рабам на стройке доставалось одинаковое количество воды, которой было очень мало.
Если налить воды ниже уровня отметки, из неё можно пить. Если налить выше отмеченного уровня, вся жидкость выливается через сквозное отверстие в дне кружки наружу. Вот так и наказывается жадность.
В летней работе с детьми старшего дошкольного возраста можно и нужно использовать игры-эксперименты с сообщающимися сосудами, ведь очень просто сделать несколько моделей, используя пластиковые бутылки и трубочки. Надеюсь, моя идея использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста моделей сообщающихся сосудов кому-то пригодится ещё этим летом.