Нина Соколова
Использование модели для речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование модели для развития речевого творчества детей младшего дошкольного возраста» (отчёт к педсовету)
Соколова Н. В. воспитатель 1 категории
ГБОУ СОШ № 770 г. Москва
Развитие навыков монологической речи начинается с младшего дошкольного возраста. Большое значение в этом имеет чтение стихотворений, обучение рассказыванию, пересказыванию, составление творческих рассказов.
Публикация «Использование модели для речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Для того, чтобы сформировать у детей умение пересказывать произведения, составлять небольшие рассказы мы используем в работе различные методы. К ним относятся составление рассказов по вопросам, пересказывание произведений по схемам и моделям. Например, при пересказе знакомых сказок мы использовали опорные картинки, на которых были изображены сюжетные моменты произведения. Когда дети привыкли к такой форме рассказывания, мы заменили сюжетные картинки определёнными символами, то есть начали использовать геометрические фигуры в качестве модели. Дети заменяли образы героев сказки или других произведений моделями (геометрическими фигурами, мотивируя свой выбор. Например, заяц – выбирается небольшой треугольник серого цвета, лиса – оранжевый овал или круг среднего размера, медведь – большой коричневый овал и так далее. Геометрическая фигура как бы передавала определённые черты героев Дети выстраивали цепочку из этих фигур и опираясь на них пересказывали сказку. Когда дети освоили моделирование текста, используя геометрические фигуры, мы усложнили задачу и стали использовать только одну фигуру, но разного цвета и величины, опять предоставляя детям возможность выбрать героев самостоятельно.
Таким образом, к концу учебного года дети самостоятельно моделировали произведения, подбирая определённые фигуры.
Конспект занятия «Сказка Колобок» (моделирование)
во 2 младшей группе
Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать содержание сказки, участвовать в рассказывании, подвести к моделированию, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать творчество, интерес к занятиям с использованием моделирования.
Материал к занятию: Книжка «Колобок» с большими иллюстрациями, игрушки по сказке, фланелеграф, геометрические фигуры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая книга у меня. Что нарисовано на обложке? (ответы детей). Правильно, Колобок. Сейчас я расскажу вам сказку про него. (Чтение сказки сопровождается показом театра игрушек).
Воспитатель: Понравилась вам сказка? Предлагаю вам поиграть в игру – я буду спрашивать у вас, чем занимались герои сказки, а вы будете показывать. (проводится массаж ладошек). Покажите мне, как баба мела по амбару? Как она тесто месила? Как Колобка лепила? Как колобок покатился? и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат геометрические фигурки. Я предлагаю вам «построить» из них сказку. Как вы думаете, какие фигурки мы возьмём для того, чтобы построить дом с крышей? (на фланелеграф выкладываются фигуры). А какой будет колобок? (жёлтый круг маленького размера). Зайчик какой? Большой или маленький? (Треугольник среднего размера). Кого ещё встретил колобок на своём пути? (ответы детей). Какого цвета у волка шубка? Какую возьмём фигуру для него? (треугольник большого размера). А потом колобок встретил? (ответы детей) Какую фигуру мы возьмём для медведя? (большой коричневый овал). А потом появилась.? (ответы детей). Какая она? Какую фигурку выберем для неё? (оранжевый овал).
Вот мы с вами и «построили» сказку. Давай все вместе её расскажем. (Дети вместе с воспитателем, опираясь на модели, рассказывают сказку).
Конспект занятия по развитию речи «Колобок»
Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать содержание сказки, участвовать в рассказывании, подвести к моделированию. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать творчество, интерес к занятиям с использованием моделирования.
Материал к занятию: Книжка «Колобок» с иллюстрациями, игрушки по сказке, персонажи пальчикового театра.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы вспомним с вами одну сказку (показываю книгу, отгадайте какую? (ответы детей). Правильно, это сказка «Колобок». Сейчас я вам её расскажу, а вы внимательно слушайте.
- Какой получился колобок? (круглый, румяный, вкусный, красивый, горячий и т. д.)
- Давайте покажем как баба муку для него мела? Как по сусекам скребла? Как тесто месила? Как колобка лепила? (проводится массаж ладошек)
- Посмотрите, у меня на столе лежат разные геометрические фигуры. (показываю жёлтый кружок) На какого героя сказки это похоже? (ответы детей). Какие герои были ещё? (ответы детей). Как вы думаете, на какую фигуру будет похожа лиса? Почему? У меня здесь есть два серых треугольника – как вы думаете, кого они напоминают? Почему волк – большой треугольник, а зайчик – маленький? А что напоминает квадрат?
- Мы с вами выяснили, какие геометрические фигуры похожи на героев сказки, а теперь попробуем рассказать сказку, используя эти фигурки. (По мере рассказывания сказки на фланелеграф выкладываются фигуры, дети повторяют текст вместе с воспитателем)
-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали и хорошо рассказали сказку.