Папки-передвижки

Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка

Анна Беляева
Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время в дошкольном образовании произошли позитивные изменения. Они, в частности, состоят в том, что приоритетные позиции начинают занимать вопросы приобщения детей к народной культуре. Чтобы считать себя сыном или дочерью Мордовии, надо понять жизнь мордовского народа, принять историю и культуру. И воспитывать детей так чтобы они почувствовали себя важной частью своей истории.

Публикация «Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка» размещена в разделах

Важным компонентом содержания обучения мордовским языкам является совокупность тех речевых умений и навыков, которые дают ребенку возможность активно пользоваться всем программным материалом для общения, для выражения собственных мыслей на мордовском языке.

Овладение этим языковыми навыками и умениями в большинстве своем происходит на занятиях, экскурсиях, во время игр, при общении с детьми на прогулке, в режимные моменты.

Мордовская народная песня – явление самобытное, заслуживающее пристального внимания. В ней отражены природа Мордовии, прошлое и настоящее народа, его быт. Именно слушая музыкальные произведения, исполняя народные песни, разучивая мордовские танцы, дети знакомятся с элементами мордовской культуры, получают огромный эмоциональный

заряд, усваивают нравственные нормы поведения в обществе.

Песни Мордвы подразделяются на два рода: Приуроченные –это традиционные песни,которые исполняются в определенное время,при определенных обстоятельствах. Сюда входят:колыбельные песни, рождественские,веспенние и т. д.

Неприуроченные- это мордовские народные песни,частушки, русские народные и т. д.

Для детского сада присуще приуроченные песни. Поются песни перед сном, в игровые моменты, на прогулке. Например:

Тю –тю, лю-лю баюня

Монь иднязе тяконя

Маша уды тю- тю-тю

Аф салави кутюти

Матта,матта цебярняста,

Удока ней, Аляней.

Мады енюнязе уды.

Мады, мады иднязе

Мады, мады, лефкскязе.

И баю, вай, баю

Мокшень стирня,сон уды.

Напеванию колыбельных песен родственны напевы песни – потешки.

К потешкам относятся песни – пожелания здоровья и роста ребенку, игровые шуточные песни, о животных и птицах.

Например пожелание здоровья и роста ребенку.

Дегу, дегу – дегушки

Марюсь окши сексети

Кядец саты моркшти

Лямнядонга коршты.

Но, конечно, обязательно содержание на русском языке.

Шуточные песни, песни – диалоги с животными. Здесь исполняют вместе – воспитатель задает вопрос, ребенок отвечает.

Воспитатель:

Ай, катоня, катоня!

Ков якать исяконя

Ребенок:

Якань шеернять мельче

Кяшсь варяняти, из нельгов.

Воспитатель:

Ай, катоня, катоня!

Коза тият латоня

Ребенок:

Дурба фталу,

Самовар алу.

Кошечка, кошечка

Куда ходила вчера

Ходила за мышкой

Но она спряталась от меня.

Кошечка, кошечка

Куда сделать тебе жилище

За печкой и под самовар.

Издревле исполнялись песни, призывающие перелетных птиц.

Нармоннят, нармоннят

Лямбе кизонь кандынят

Курок лийкстада миндейнек

Минь пачада антядязь

Нада ярхцада, нада симода.

Птички, птички

Теплое лето приносящие

Быстрее к нам прилетайте

Мы блинами вас накормим

Молочным киселем напоим

Вот вам ешьте

Вот вам пейте.

Особой разновидностью присловий являются приговорки, которые в зависимости от условий и целей применения могут выступать как пестушками.

Например, когда ребенок просыпается и потягивается, приговаривают:

Стяка, стяка цераняй

Стяка, стяка удыняй

Лихтить, лихтить кядемкатнень

Нуваргофтка ронгоняцень

Катка, идняй, пизоняцень - нюрямняцень

Вставай, вставай,сыночек.

Покажи свои ручки. .

Выпрямляй свой стан.

Оставляй свое местечко.

Закрепление и активизация слов происходит как на занятиях, так и в режимные моменты. Игровая ситуация «Одеваем куклу на прогулку» и разучивается песенка «Ай Таняня, Таняня». Рассказывается содержание песенки и показываются действия Танечки.

Ай Таняня, Таняня

Сатиновый паленя

Таня моли пандова

Материянь кандома

Танянь пильгом пупордась

Материясь куколдась.

Танечка идет в сатиновом платье, несет в руках материю, чтобы сшить себе новое платье, вдруг нога зацепилась, она упала, материя выпала из рук.

Знание и изучение культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас, кто мы, что объединяет, во имя чего мы живем. Я считаю, что мы движемся вперед и продолжаем работу по воспитанию детей национально – культурных традициях, формированию у каждого ребенка активных гражданской позиции, воспитанию уважения к людям любой национальности и бережного отношения к культурно – историческому наследию родного края.

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Приложение №1 к проекту «Анкета для родителей» Приложение № 1 Анкета для родителей. Забота о здоровье ребёнка и взрослого стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 08:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мордовской национальной культуры для мотивации изучения мордовского языка» (включая файлы) размещена пользователем Анна Беляева (УИ 242040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД