Ольга Чильчигешева
Использование морфологического анализа метода ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста
«Технология ТРИЗ – морфологический анализ»
Цель: Развитие творческого воображения и фантазии.
Одним из направлений ТРИЗ-технологии является Круги Луллия. Этот метод, основанный на морфологическом анализе, использую для создания развивающих игр.
Вырезанные из картона кружочки делятся на нужное количество секторов. Круги нанизываются на стержень, а сверху по размеру сектора прикрепляется стрелка или контур. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры.
Публикация «Использование морфологического анализа метода ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети подготовительной группы справляются с заданиями, в которых используется 3 круга с 10 секторами.
В игре «Как изменился герой сказки?
1-й круг- изображение любых объектов из знакомых сказок;
2-й круг- картинки героев этих сказок;
3-й круг- схемы волшебных преобразований
Круги Луллия использую в работе по обучению дошкольников грамоте. Технология работы с речевыми кругами заключается в том, что ребенок раскручивая круги, подбирает нужное сочетание секторов, объясняет сочетание картинок, которые попадают в рамку. В соответствии с алгоритмом игры с кругами Луллия можно классифицировать следующим образом:
1. игры на развитие звуко- буквенного анализа;
2. игры со словами (составление слов из слогов, деление слов на слоги, постановка ударения;
3. игры с предложениями (знакомство со словарным составом предложения, составление распространенных предложений, развитие связной речи).

На основе кругов Луллия и был создан метод под названием “ Морфологический анализ"

Все дети очень любят фантазировать и сочинять сказки. В развитии их фантазии может помочь морфологическая таблица. На первых этапах, когда в группе начинается апробация данного метода, воспитатель сам предлагает опорные моменты детям, подсказывает, наводит на мысль. Наиболее эффективно сочиняется сказка, если в подгруппе не более 5-6 человек
Суть метода в том, определенные признаки заносятся в таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.
Для определения варианта, дети по очереди бросают кубик, с помощью фишек отмечают на таблице выпавший вариант. По горизонтали располагаются варианты, которые выпадают на кубике, по вертикале возможные варианты сюжета будущей сказки.
Следующим этапом воспитанники схематически воспроизводят на бумаге главного героя, друзей главного героя, врагов главного героя, придумывают задания для главного героя, препятствия, которые ему могут встретиться на пути, неожиданные встречи и завершающий этап-название сказки.

Таким образом, ТРИЗ - метод «Морфологический анализ» способствует у дошкольников умению давать большее количество вариантов в рамках заданной темы, комбинировать информацию, делать самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, оценивать их.