елена соколова
Использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №51 г. Санкт-Петербург
Инструктор по физической культуре Соколова Е. Е., высшая категория
Использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях
Публикация «Использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В последнее время проявляется тенденция использования музыкального сопровождения на физкультурных занятиях, которое служит средством управления занимающимися, повышения их эмоционального состояния, интереса к занятиям, организации внимания. Оно является своеобразным методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных навыков и умений.
Специальные наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений дети получают во время занятий, тем они лучше выполняют предлагаемые им задания, тем выше привлекательность, активность и результативность проводимых занятий. Разумеется, хорошо бы всегда заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли.
Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения. Даже не имея особых причин для радости, ребенок невольно начинает ощущать это настроение в себе самом и связывать его с выполняемой при этом работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.
При подборе музыкального произведения должны учитываться возраст и подготовленность занимающихся. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются музыкальные произведения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего дошкольного возраста – произведения с более богатой мелодией и сложным ритмом. Наиболее распространенными музыкальными произведениями на занятиях являются песни и танцевальные мелодии. Они должны быть разнообразными, длительное применение одних и тех же музыкальных произведений на протяжении многих занятий снижает к ним внимание и интерес.
Наиболее рационально использовать музыку на физкультурных занятиях при проведении комплексов общеразвивающих упражнений. Но, не смотря на такое многообразие жанров музыки, невозможно использовать ее в «чистом», исходном виде. Темп, ритм, размер, структура музыкального произведения, динамические оттенки не всегда соответствуют характеру упражнений в комплексе ОРУ: размер 3/4, 4/4 с широкой, ровной, слитной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой. Однако и современная обработка музыки с сохранением исполнения и звучания музыкальных инструментов дает нам возможность использовать ее при выполнении комплекса ОРУ.
Предварительная работа по составлению
комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением
Прежде чем разучивать комплекс ОРУ с музыкальным сопровождением, необходима предварительна работа.
1. Подбор музыкального произведения.
Прежде всего, надо обратить внимание на темп музыки. Для первых комплексов целесообразно подбирать музыку со средним темпом. Впоследствии, когда у детей будет больший двигательный опыт, можно подбирать музыкальные произведения с более быстрым темпом. Однако нельзя забывать о том, что взятое музыкальное произведение мы будем использовать как музыкальное сопровождение к комплексу ОРУ, который должен решать определенные задачи на физкультурном занятии – подготовка организма детей к предстоящей физической нагрузке, т. е. не должна страдать техника выполнения упражнений.
На физкультурных занятиях для музыкального сопровождения, как правило, используется аудиотехника, и мы не можем замедлить или убыстрить темп в зависимости от того, успевают или нет дети выполнять упражнения. Если дети еще не справляются с мелодией среднего темпа, не следует давать комплекс с более быстрым музыкальным сопровождением.
После того, как подобрана музыка с заданным темпом, следует обратить внимание еще на несколько моментов:
-Время исполнения мелодии. Так как комплекс ОРУ входит в одну из составных частей физкультурного занятия, а его длительность в свою очередь зависит от возраста детей, то мы ограничены по времени.
-Смысловое значение текста песен. Необходимо предварительно прослушать и «осознать» слова песни, могут ли дети быть «слушателями». Это связано еще и с тем, что многократное выполнение комплекса ОРУ под песню способствует запоминанию детьми слов, и они как в процессе выполнения комплекса, так и в свободное свое время любят напевать услышанное.
2. Подготовка музыкального произведения как музыкального сопровождения комплекса ОРУ.
После того как отобранное музыкальное произведение «оттестировано» по вышеперечисленным параметрам, необходимо разбить его на музыкальные предложения, которые в свою очередь делятся на фразы, а фразы – на такты. Такая «проработка» музыкального произведения дает возможность определить количество упражнений и их повторы.
3. Составление комплекса ОРУ.
Определив количество упражнений, составляется комплекс ОРУ, исходя их педагогических задач, с учетом особенностей возраста, физической подготовленности детей:
1) Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие. Поэтому в комплекс входят упражнения для разных частей тела, для развития разных физических качеств.
2) Особое внимание следует уделять на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхания.
3) Каждое предыдущее упражнение должно облегчать выполнение предыдущего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера.
4) В работу должны последовательно включаться разные части тела с постепенным увеличением нагрузки.
5) Упражнения, сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием.
6) Упражнение должно соответствовать назначению комплекса.
В соответствии с этими положениями, упражнения в комплексах для детей дошкольного возраста целесообразно располагать в следующем порядке:
1) Специальные дыхательные упражнения (если есть) проводятся первыми, так как они требуют внимания, кроме того, создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы.
2) Упражнения для рук и плечевого пояса – для формирования правильной осанки.
3) Повороты туловища, наклоны в сторону или наклоны вперед.
4) Упражнения для ног из и. п. стоя или упражнения для рук и плечевого пояса с увеличенной нагрузкой.
5) Наклоны туловища вперед.
6) Упражнения для ног и брюшного пресса из и. п. лежа на спине, сидя.
7) Упражнения для туловища из и. п. лежа на животе.
8) Подскоки или бег на месте, заканчивающиеся спокойной ходьбой.
При том, что старшая и подготовительная группы выполняют комплекс ОРУ под одну и ту же музыку, упражнения в комплексе обязательно варьируются в соответствии с возрастными особенностями и подготовленностью детей: упражнения могут быть однотипными, но для подготовительной группы - усложненные.
Подобрав упражнения для комплекса, необходимо составить его конспект с обязательными методическими требованиями к технике выполнения каждого упражнения.
4. Отработка комплекса ОРУ с музыкальным сопровождением.
Прежде чем давать комплекс для исполнения детям, педагог должен сам отработать его до «автоматизма». При этом должна сохраняться четкая последовательность упражнений в комплексе, а техника их выполнения должна быть на высоком уровне.