Использование музыки в работе с детьми-аутистами

Светлана Манакова
Использование музыки в работе с детьми-аутистами

Использование музыки в работе с детьми аутистами.

На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним миром. Если еще каких-то пару десятков лет назад на детей с аутизмом ставили крест, то сейчас, люди, связанные с областью коррекционной педагогики готовы выявить и развить имеющийся потенциал у ребенка и не дать им оказаться обреченными. Мировая общественность направляет свои усилия на их социализацию, обучение, лечение, и на помощь родителям. Своей работой мне бы хотелось поднять один из важных вопросов установления контакта с ребенком с аутистическим спектром развития. Хотелось бы начать в первую очередь с того, что детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Такой ребенок остро реагирует на окружающие его явления, либо наоборот – все игнорирует и не замечает. Именно как раз по этой причине контакт с ним затруднен. Необходим особый подход и методы, позволяющие погрузится в удивительный мир ребенка, «подстроиться» под его волну. Для достижения таких целей вполне успешно помогает музыка. Из опыта работы с такими детьми, мне удалось обнаружить взаимосвязь с интересами в отношении музыки: их восприятие на нее, реакцию. У них меняется настроение, они начинают вести себя по-другому, что позволяет быть уверенным в том, что музыка может оказаться одним способов коммуникации с ребенком. Изучая исследования других специалистов, которые пришли к такому же выводу, смею предположить, что это может быть положено в основу концепции обучения ребенка, в первую очередь – налаживания контакта с ним. По наблюдениям дети очень любят ритм, такт, различные мелодии. Иной раз им нравится постукивать по столу, стульям, стенам или игрушкам, получая разнообразные звуки и выбирая из них те, что им по душе. Кто-то даже воспринимает не только музыкальный ритм, но и текстовую рифму. По наблюдениям, отдается предпочтение классической музыке и звукам природы. Дети слушают ее «изнутри», проявляя, порой, весьма неожиданные эмоции, начиная от улыбки и смеха, до страха и тревоги сопровождаемыми телесными движениями и гримасами.Источник восприятия также от случая к случаю разный: одним нравится слушать звук от аудиоустройств, а другие воспринимают только живую музыку, исполненную музыкантом.

Принципы построения занятий:—принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия.Структура занятий: 1. Приветствие как ритуал. Приход детей в класс сопровождает приятная спокойная и негромкая музыка. Взрослый подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто напевая фразу, например, «Здрав-ствуй, Зо-я» и сопровождая напев хлопками в ладоши. Во время приветствия необходимо, чтобы глаза взрослого были на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять его состояние и дать ему почувствовать, что здесь он — в безопасности. 2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения к действию; 3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий). 4. Прощание как ритуал. Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, который происходит в начале занятия — создает атмосферу доверия для детей и настраивает их на занятие. Главный блок заданий имеет определенную этапность. Так, на первом этапе нужно проводить музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развивая координацию движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений. На втором этапе происходит прослушивание музыки вместе с подпеванием и ритмичными движениями. Это способствует становлению коммуникации, побуждает детей двигаться в едином ритме. Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей управлять своими мышцами и эмоциональным состоянием. Так же можно использовать музыку во время занятий рисования. На третьем этапе – музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); танец как коммуникация двигательными средствами. Можно разучить и использовать танцевальные упражнения где есть простые элементы танца. Итак, центральный блок развивающих занятий построен таким образом, что в начале отрабатывается способность детей действовать по четким определенным правилам (при этом в поле внимания достаточно держать какой-то один план проявлений, затем постепенно усложняется задача, для выполнения которой необходимым становится согласованное функционирование нескольких анализаторних систем, и наконец, детям предлагаются задания, выполнение которых требует отлаженной сенсорной интеграции, двигательной и речевой памяти и согласования собственных проявлений с проявлениями других детей в группе. Заключительный этап — прощание. Прощаться можно и всем вместе, и отдельно, слушая ответ ребенка, который сопровождает свой уход определенным движением.Прощание можно организовать и таким образом: все дети по очереди подходят и ударяют по бубну рукой, который держит учитель и при этом пропевают «До-сви-да-ни-я». Главное, чтобы дети уходили с хорошим настроением. Когда они расходятся, звучит спокойная приятная музыка.Примечания: 1) для того, чтобы дети занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением детей; 2) музыкальное занятие следует строить таким образом, чтобы оно было целостным драматическим действием; 3) на занятиях обязательно должен присутствовать взрослый, который сопровождает детей и помогает им включаться в групповую работу, иногда (особенно на ранних этапах) выполняя задания за них, подключая их руки, направляя их движения. Проводить занятия с использованием музыкальной технологией, должен специалист, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальные способности (развитый музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, умеющий петь и был осведомленный в проблематике детской специальной педагогики и психологии.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Использование макетов в работе с детьми»Фоторепортаж «Использование макетов в работе с детьми» «Использование макетов в работе с детьми». Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного.

«Использование спортивных тренажеров в работе с детьми»«Использование спортивных тренажеров в работе с детьми» «Использование спортивных тренажеров в работе с детьми» Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье.

Консультация для педагогов «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» «Современные технологии в работе с детьми-аутистами» (консультация для педагогов) На сегодняшний день существует огромное количество нарушений.

Консультация «Использование бизиборда в работе с детьми» Использование бизиборда в работе с детьми Подготовила воспитатель МБДОУ «Умка» Романова А. М «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Использование песка в работе с детьмиИспользование песка в работе с детьми Песочная терапия. Игра с песком самое древнее занятие человека. Ведь даже для того, чтобы рисовать рисунки на скалах, нужны были подручные.

Использование су-джока в работе с детьми Использование су – джока в работе с детьми. Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса.

Использование в работе с детьми техники «Изонить» Использование в работе с детьми техники изонить. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное.

Использование изотерапии в работе с детьми Кружковая работа. «Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении. Опыт первых отношений со сверстниками является.

Мандала: значение, использование в работе с детьмиМандала: значение, использование в работе с детьми В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует.

Памятка учителям-логопедам ДОУ «Использование сенсорных игр в работе с детьми-аутистами» Памятка учителям-логопедам ДОУ «Использование сенсорных игр в работе с детьми-аутистами» В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование музыки в работе с детьми-аутистами
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 11:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Сценарий театральной постановки по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
Сценарий театрализованной постановки по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для детей старшей группы общеразвивающей направленности ( 5 – 6...
Педагогический проект «В гости приглашает библиотека»
Людмила Рыбакова Педагогический проект «В гости приглашает библиотека» Соавторы: Е. В. Гончарова, И. В. Минчукова, Л. В. Ненахова, Т. Д. Шевченко. В...
Викторина по ПДД «Веселый светофор»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Задачи:. -Закреплять знания о ПДД -Развивать внимание, сосредоточенность, устную связную...