Шелковникова Надежда Борисовна
Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете здесь важна связь знаний с практикой. Временные рамки урока не позволяют в полном объеме проводить практические занятия вне школы. Поэтому надо было придумать, как выйти из этой ситуации. Решила использовать сюжетно-наглядные материалы.
Публикация «Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов» размещена в разделах
Наглядные материалы - сильнодействующее средство, и их необходимо активно задействовать в самостоятельной работе учащихся. Они способствуют не только лучшему усвоению теоретических положений, но и выработке умения применять полученные знания в смоделированной на рисунке, но приближенной к жизни ситуации. С помощью наглядного сюжетного материала, где отражена чрезвычайная или проблемная ситуация, можно значительно активизировать процесс обучения, побудить ученика к самостоятельному мышлению, сопоставлениям, анализу и обобщениям. Никакой другой материал так прочно не усваивается, как тот, с которым самостоятельно работал ученик. При этом учащиеся приучаются логически стройно и последовательно излагать ответ. Таким образом, запоминание и усвоение фактического материала - одна сторона в обучении. Развитие мышления учеников - вторая.
К этому следует добавить то, что с помощью наглядных материалов учитель проверяет и собственную работу, правильность методов преподавания. Давно уже стало аксиомой, что на уроке важно не только доступно преподнести ученикам новую информацию, но и формировать у них умение работать с разнообразными источниками знаний: учебником, пособием, справочником, конспектом, наглядным материалом. На уроке ОБЖ именно материал, содержащий проблему, приучает детей к реализации полученных теоретических знаний, самостоятельным выводам, поискам выхода из кризисной ситуации.
Схематический рисунок, заключающий в себе проблему из области ГОЧС, это часть маленького реального жизненного триллера. Решая эту проблему, ученик приучается смотреть на окружающую его среду обитания аналитическим взглядом. Традиционный учебник, как правило, не предполагает такой деятельности учеников, тем более не содержит соответствующих материалов. Иначе говоря, взаимодействие учителя, учеников и имеющихся учебников на обычном уроке может воспитывать скорее пассивное, чем активное отношение к учебе. Глубина имеющихся у ученика знаний проявляется в его готовности к самостоятельному, осознанному их использованию. Наглядный сюжетный материал активизирует мышление ребенка. Образное изображение проблемы является дополнительной информацией, побуждающей к творческой деятельности. К наглядному сюжетному материалу упражнения мною предъявляются следующие требования.
В нем должны отражаться:
• теоретическое содержание урока;
• объективность и реальность ситуации;
• элементы для ее анализа с учетом содержания учебной дисциплины;
• учебная проблема по конкретному материалу.
Кроме того, этот материал должен :
• укреплять дидактические единицы через элементы композиции заданий;
• минимизировать возможности ошибочных ответов по формальным признакам;
• предусматривать степень самостоятельности учащихся выше, чем объем знаний по учебному материалу.
Как известно, в педагогике само понятие «применение знаний» неоднозначно. Отмечают применение знаний по образцу, в знакомых ситуациях, и их применение в новых, незнакомых условиях, т. е. творческое применение. Наглядный сюжетный материал должен включать как первый, так и второй вид применения знаний. Например, рисунок с изображением части города со сложным рельефом. На краю города - предприятие, использующее в своем рабочем цикле хлор. Вследствие изношенности оборудования произошла авария с выбросом АХОВ, которое распространилось за пределы санитарно-защитной зоны химически опасного объекта. Ответ ученика строится:
1) на применении знаний по образцу, т. е. излагается общий порядок действий населения при утечки хлора;
2) предполагает поисковую деятельность, т. е. анализ распространения АХОВ на местности с учетом рельефа (холмы, низменности, лесопосадки, открытые участки местности, скорости ветра, того, в каких местах концентрация хлора через определенное время будет минимальная, а где ПДК еще долгое время будет опасно для жизни и здоровья населения.
Важным моментом ответа учащихся должны быть их рекомендации по предотвращению аварийных ситуаций. Если на уроке отсутствует наглядный материал, то следует стандартный ответ: замена устаревшего оборудования, установка дополнительных приборов, усиление контроля за технологическим процессом и т. д. Анализ ошибок и нарушений, допущенных в сюжетно-наглядном материале, - это тоже средство практического приобретения и пополнения 1 знаний учащихся. Увидев ошибки на рисунке, ученик активизирует ответ: ошибочное расположение объекта - без учета розы ветров, рельефа местности, близости общественных зданий к опасному объекту, а также недостаточная ширина санитарно-защитной зоны и т. д.
Одной из главных задач, решаемых учителем на уроке, является развитие практического мышления ученика, которое включает в себя: вероятностный подход к анализу явлений, процессов действительности; системность, логичность и конкретность мышления; опору в деятельности на полученные знания. Практическое мышление требует более изощренной наблюдательности и внимания к отдельным, частным деталям и умению перехода от размышления к действию и обратно. Нетипичные, нестандартные ситуации, изображенные в наглядном материале, требуют практической смекалки, сообразительности, наблюдательности, умения видеть целое и все его детали. Возьмем для примера тему "Наводнения" Наглядный материал - картина, изображающая весенний паводок. На ней отдыхающие люди, застигнутые этим стихийным бедствием врасплох. Быстрое повышение уровня воды образовало остров с людьми, машиной,. предметами отдыха. Перед учащимися ставятся вопросы: «Что необходимо предпринять людям для своего спасения? Какие изображенные на рисунке средства для этого можно использовать?» Ответ обучаемых предусматривает решение неотрывным от исполнения. В ходе активных поисков путей преодоления возникшей ситуации выясняют, что для спасения необходимо самостоятельно изготовить плавательные средства. Для этого используют автомобильные камеры, различные емкости (бочки, канистры, непромокаемую палатку, которую можно набить сухой травой, камеру мяча, плавник (принесенные водой обломки древесных стволов). Далее следует ответ по образцу: плыть к ближайшей возвышенности, ждать спада уровня воды, подавать сигнал бедствия. Подведением итога работы с наглядным материалом является выяснение причин возникновения экстремальной ситуации:
• пренебрежение метеосводкой;
• неосведомленность об опасностях природных чрезвычайных ситуаций, которые возникли или могли возникнуть в одной местности в данный период времени;
• неудачный выбор местности для отдыха;
• отсутствие аналитического мышления у организаторов отдыха.
В ходе изучения темы «Нарушение экологического равновесия» (8-й класс) мною было замечено, что учащиеся, хорошо усваивая учебный материал и отлично владея теоретическими знаниями, с трудом приводили примеры из жизни своего города, где практически на каждом шагу просматривается экологическая безграмотность как населения, так и градостроителей, административных чиновников. Упражнение «Ошибки архитектора» поможет учащимся взглянуть на вопросы обеспечения благоприятной экологии в своем городе, поселке с аналитической точки зрения.