Елена Мясникова
Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Неумение читaть или медленное, побуквенное, чтение является серьзной проблемой при обучении ребнкa в школе. Дети, испытывающие трудности в чтении, не способны понимaть прочитaнный текст, допускают ошибки на письме. Кроме того, как показывaет практикa - количество детей с данными проблемами растт. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении дети, поступающие в школу, не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного рaзвития устной речи, фонемaтического восприятия слова, неумения составлять и анализировать предложения, делить слова на слоги. Эти дети становятся замкнутыми, неуверенными в себе, негативно относятся к учению.
Публикация «Использование наглядного материала и коррекционно-развивающих игр при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В настоящее время в связи с изменением содержания начального обучения вопросы подготовки детей к школе приобретают вс большее знaчение. Знакомство с букварм в первом классе проходит в сжатые сроки. Дети, не освоившие навыки чтения, остаются неуспевaющими по многим предметам на протяжении всего обучения. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировaнии речи детей в дошкольном возрасте. В целях осуществления преемственности в работе между детским сaдом и школой, успешного овладения грамотой будущих первоклaссников, требуется специальная подготовка детей в детском саду. Вс это говорит о том, что развитие речи и подготовка к обучению грамоте является одной из главных и актуальных задач в подготовке детей к школе.
По запросу государства, общества, родителей ребенок сегодня – это успешная личность. В настоящее время система дошкольного образования переходит на ФГОС 2-го поколения. Концепция российского Стандарта исходит из единства требований к условиям, образовательным программам и результатам, которые сформулированы в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. В Стандарте определены обязательные образовательные области, среди которых образовательная область «Речевое развитие», одной из задач которой является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Стандарт призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Однако, процесс обследования звукового и слогового состава слова для ребнка дошкольного возраста сложен. Это большая мыслительная работа: нужно вычленить, какие звуки слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество, определить слоговой состав слова. Особенно это сложно для детей с ОНР, поскольку зачастую у них существует недоразвитие фонематического восприятия, от них трудно добиться устойчивого внимания к процессу обучения и поддержать их интерес.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую проблему: с одной стороны, целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования определяют, что ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, а с другой стороны – существенные трудности, возникающие у детей с ОНР в процессе работы по подготовке к обучению грамоте.
Решением данной проблемы, как раз таки, и может стать изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае через организацию работы в разных видах деятельности детей, и в первую очередь, через игровую деятельность, которая является ведущей для детей дошкольного возраста. Решению проблемы также может способствовать организация четкого и грамотного взаимодействия между детьми, педагогом и родителями, организация в группе предметно-развивающего пространства.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте, у них возникают трудности в усвоении понятий «звук», «слог», «буква», трудности в запоминании конкретного образа буквы и соотнесение его с определенными звуками.
Опираясь на принципы дошкольного образования, прописанные во ФГОС ДО, мы хотим показать, что чтобы работа по подготовке детей к обучению грамоте была успешной и продуктивной, необходимо организовывать ее в различных видах деятельности.
Игровая деятельность. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Основная форма проведения занятий – игровая.
Возможно разыгрывание различных ситуаций: букву украли (потерялась, какая-либо проблема (беда, что-то не получается) у буквы, помочь букве добраться куда-то, победить кого-либо и т. д.
Ситуация разыгрывается с использование различных персонажей, героев сказок, мультфильмов.
Игровые ситуации используются во всех видах деятельности ребенка по подготовке к обучению грамоте.
Коммуникация. Во время занятия дошкольники состязаются в командах, активно взаимодействуют друг с другом, а также взаимодействуют непосредственно с учителем-логопедом.
Познавательно-исследовательская деятельность. Во время занятий по подготовке к обучению грамоте дети активно исследуют объекты окружающего мира: манипуляции с макетами бук, изготовленных из различных материалов, ощупывание «шершавых» букв, формирование представлений об образе букв, написание букв на песке, манной крупе, отбор спрятанных в песке фигурок, в названии которых встречается заданный звук.
Разглядывание сюжетной картины, и нахождение на ней объектов, начинающихся с заданных звуков.
Восприятие художественной литературы. Чтение фонетических сказок о звуках, чтение рассказов, фонетически насыщенных изучаемым звуком, прослушивание аудиосказок по теме занятий.
Конструирование. Выкладывание образа буквы из различных материалов (бусины, пуговицы, косточки от фруктов, нитки, счетные палочки, магнитные фигурки, мазаика, крышки от пластиковых бутылок, спичка, камушки, бумажные модули, построение букв из конструктора, природного материала.
Изобразительная деятельность. Рисование «портрета» буквы, прорисовывание и дорисовывание букв, раскрашивание специально подобранных раскрасок.
Лепка образа буквы из пластилина, соленого теста.
Аппликация из различных материалов (крупы, макаронные изделия, цветная бумага, пластилин, нитки, блестки).
Музыкальная деятельность. Пропевание «песенки звука», прохлопывание ритма.
Двигательные формы активности. Перемещения во время занятия, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пропрыгивание дорожки слогов, построение буквы собственным телом.
Следует также отметить, что работа по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте будет успешной и продуктивной, если воздействовать на все каналы восприятия детей :
• Зрительный (наглядный материал);
• Слуховой (собственно выделение звуков в словах, прослушивание фонетических аудиосказок, пропевание);
• Кинестетический (ощущения от собственной артикуляции звуков, конструирование букв из собственного тела);
• Тактильный (обведения «шершавых» букв, игры с песком, ощущения от ощупывания макетов букв из различных материалов).
В результате такой организации работы у детей сохраняется познавательный интерес в течение всего занятия, в игровых ситуациях они легче усваивают и запоминают новый материал, осуществляется профилактика нарушений чтения и письма.
Во время подготовки к обучению грамоте в группе создается и поддерживается специальная предметно-развивающая среда, обеспечивающая более успешное закрепление полученных знаний.
Образно-символический материал. Пособия в местах активности детей : «На что похожа буква», «Дома букв», «Лента звуков и букв», плакаты и слоговые таблицы.
Объекты для исследования в действии. Песочницы, макеты букв, магнитная азбука, карточки со схемами звуков, магнитная доска с фигурами.
Материалы для конструирования букв (в свободном доступе для детей, в достаточном количестве).
Игровые персонажи. Гном Грамотей, конкретные персонажи для каждой буквы: Б – Буратино, У – Умка.
Данная модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР при подготовке к обучению грамоте действительно способствует более качественному усвоению ребенком принципов звукобуквенного анализа, поскольку реализуется в разных видах деятельности детей и, преимущественно, в игровой форме, а игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.
К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский рассматривал как формирование навыка. "В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме. есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность.
Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование игровых ситуаций и разнообразных видов деятельности в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.
Список используемой литературы :
1. Варенцова Н. С. «Обучение дошкольников грамоте», Москва: «Мозаика – Синтез», 2009.
2. Воспитание у детей правильного произношения: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1989.
3. Доронова Т. Н. Игра дошкольника: учебное пособие / Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов – М. : Детям XXI века, 2005.
4. Дурова Н. В., Невская Л. Н. Поиграем в слова. –М. : 1998.
5. Журова Л. Е. и др. Обучение дошкольников грамоте. – М. : Школа-Пресс, 2000.
6. Занятия по развитию речи в детском саду. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : Совершенство, 1998.
7. Новоселова С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007.
8. Шулешко Е. В. Понимание грамотности. Обучение дошкольника чтению, письму и счету. – М. : Мозаика-Синтез, 2001.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».