Приложение МААМ

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Светлана Козелова
Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы

(1 слайд)

Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Учитель – дефектолог

1 квалификационной категории

Козелова Светлана Ивановна

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, на наш взгляд является использование наглядного моделирования.

(2 слайд)

Публикация «Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения,» размещена в разделах

Моделирование - представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов (В. В. Давыдов).

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Л. М. Хализеева и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий

(3 слайд)

Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н. М. Ветрова, Е. Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л. И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю. Ф. Гаркуша).

(4 слайд)

В коррекционно-развивающем обучении с детьми мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно работать над фонематическими процессами, развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

(5 слайд)

Первое, где мы начинаем использовать модели - это артикуляционная гимнастика.

При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению,

а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показывает взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей.

Начиная работу над звуками, мы так же используем модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов - это один из этапов коррекционно-образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого-либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове.

Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный - для гласных, синий - для твердых согласных, зеленый - для мягких согласных. Сначала ведется работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходим к согласным звукам. Все звуки у нас живут в замках: красном, синем, зеленом. Но сначала мы используем картинные символы, а затем цветовые.

Работая над звуками, мы учим детей давать характеристику звукам. Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используем графические символы. Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке идет речь. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке. Применяя графические символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чем один звук отличается от другого.

(7 слайд)

Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи

(8 слайд)

Например, расширяем словарь прилагательных

(9 слайд)

Глаголов

и грамматических категорий. Так же наглядное моделирование содействует развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Применяется в работе с предлогами

(10 слайд)

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи.

(11 слайд)

Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций.

(12 слайд)

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов.

На первом этапе работы в данном направлении, возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели (гриб - корзина).

Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого предложения с прямым дополнением к игре “Кто из домашних животных какую пользу приносит?”).

(13 слайд)

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум-трем, а затем и большему числу моделей.

(14 слайд) (15 слайд)

Использовать наглядные модели можно при составлении загадок, обучению пересказу, рассказывание сказок

(16 слайд)

(но необходимо помнить, что не к любому художественному произведению можно составить схему. Важно, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими, по очереди появляющимися, персонажами).

Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков.

(18 слайд)

Примерный текст сказки – связки «Весна в лесу» :

1. Пришла весна в лес.

2. Под солнцем снег растаял, выросла трава, подснежники.

3. На деревьях появились зеленые листочки.

4. Птицы прилетели в лес.

5. В лесу птицы строят гнезда.

6. В гнездах птицы высиживают яйца.

7. Из яиц появляются птенцы.

8. Птицы кормят (дают) птенцов гусеницами, жуками, ягодами.

9. Просыпаются звери в лесу.

10. Птицы и звери рады весне.

(18 слайд)

Применение наглядных моделей поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций.

(19 слайд)

Знания, заложенные в моделях, ребенок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их.

(20 слайд)

В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления.

(21,22,23,24,25 слайд)

(26 слайд)

Результаты:

у детей появилось желание пересказывать сказки;

составлять рассказы и сказки самим

расширился круг знаний об окружающем мире;

активизировался словарный запас;

дети преодолели робость, застенчивость.

(27 слайд)

Вывод: Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Литература

1. Агаева Е. Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования : Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1984 .

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988.

3. Ветрова Н. М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к перцептивной абстракции приемами моделирования / Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста/ Иркутск, 1972.

4. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : ЧП Секачев В. Ю., 1999.

5. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.

6. Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника / Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду/ М., 1979

7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. С-Пб. : “Союз”, 2004.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обучение грамоте старших дошкольников с ФФНР при помощи метода наглядного моделирования На современном этапе сложившаяся ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих.

Моделирование в работе с детьми с нарушениями речи Перспективным направлением совершенствования процесса кор-рекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошко-льного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 08:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Козелова (УИ 293078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД