Получи документы

Использование народного фольклора в изучении хакасского языка (1 фото)

Галина Тогочакова
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка

Использование народного фольклора в изучении хакасского языка

Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица Земли. Чтобы такого никогда не случилось с хакасским народом, который населяет древнюю землю, нам необходимо знать историю, гордиться ее культурой и передавать эти знания и любовь своим детям, внукам и правнукам.

Публикация «Использование народного фольклора в изучении хакасского языка» размещена в разделах

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагогов. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. [1,стр. 6]

Древние мыслители, размышляя о значении культуры духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Учитывая, что на Аскизской земле много связано с историей Хакасии, с хакасской культурой, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Любить свою Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую родину. Педагоги нашего центра развития ребенка – детский сад «Тополек» используют в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать свое родное село, а значит стать созидателем своей малой Родины. [2,стр. 4]

«Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности». Эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня. [3,стр. 4]

Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группах создали предметно - развивающую среду с предметами быта, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии.

Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных задач воспитания. В процессе усвоения родного языка дети познают окружающий мир, овладевают словарным составом речи, умением пользоваться им при общении с окружающим. Овладение родным языком облегчает обучение ребенка в школе.

«Программы обучения детей хакасскому языку» под редакцией Е. М.

Сагалаковой, В. Г. Карпова, «Иркiек» составитель М. С. Арчимаева нацелена на то, чтобы дать первые знания разговорной речи и приобщению к традиционной национальной культуре.

Для успешного освоения родного хакасского языка по программе отводится два занятия в неделю во всех возрастных группах от 3 до 7 лет Длительность занятий в младших группах 15-20 минут, в старших группах - 25-30 минут.

В нашем детском саду воспитание и обучение осуществляется на родном языке, что позволяет уже с дошкольного возраста приобщать детей к народной хакасской сказке. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.

Народная сказка является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит доброте, смелости, честности. В сказках нашли свое выражение вера народа в торжество справедливости, его любовь к родине, отношение к труду.

Нельзя воспитывать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура белое пятно. Есть образное сравнение, что язык – это почва под деревом нации. Язык живет и развивается только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верование и этническое сознание. Именно самосознание является условием сохранения и обогащения языка. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования.

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Воздействуя на детей через игру, педагог учит, формирует технику правильного произношения слов, игра способствует запоминанию новых слова, обозначающих предметы и действия.

На занятиях по родному языку используются дидактические игры : «Орта ада»«Назови правильно», «Кем, хайда чуртапча?» - «Кто, где живет?», «Пу ниме?» - «Что это?», «Кем хайди тапсапча?» - «Кто как кричит?». Таким образом, через дидактические игры составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык.

Большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество. Педагоги включают в педагогический процесс хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. В драматизации небольших сказок у детей младшего возраста роль сказочницы берет на себя педагог, дети повторяют за ним текст сказки, а к концу года сами начинают пересказывать небольшие сказки. Старшие дошкольники при драматизации исполняют роли сказочных героев. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Педагоги используют технологию путешествие в сказку, где дети рассматривают сюжетные и предметные картинки из сказок. Ребенок по картинкам описывает героев сказок, а другие дети отгадывают кто это, из какой сказки. Отгадавшие первыми получают право составить загадку – описание по своей картинке. Воздействуя на ребенка через народную сказку, педагог только на первых порах учит играть те или иные роли сказочных героев, в дальнейшем он играет роль только организатора и регулятора отношений.

На занятиях используются загадки. Загадки у хакасов называются «таптырастар». Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными. Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается и которые ему интересны.

Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. В этом возрасте используются литературные загадки. При отгадывании загадок используется педагогический прием «Помоги» : дети помогают «незнающей», «неумеющей» игрушке отгадать загадки. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций.

Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляет ребенку эстетическое наслаждение.

Загадки используются на литературных викторинах, развлечениях. Педагоги предлагают загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез). С образной загадки педагоги начинают любое занятие, развлечение и свободную деятельность детей.

Неотъемлемой частью народного фольклора являются частушки – тахпахи, колыбельные песни, песни хакасских композиторов. На музыкальных занятиях дети знакомятся с детскими песнями хакасских композиторов, сами их исполняют. Фольклорный ансамбль «Чахайахтар», созданный в нашем дошкольном учреждении является ярким подтверждением этому.

Ансамбль ежегодно принимает участие в районном конкурсе «Фольклор земли родной» и занимает призовые места.

Изучение родного языка с использованием народного фольклора создает неповторимую среду, которая действует на воображение, формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свою малую Родину, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Народный фольклор входит в душу ребенка, заставляя находить в памяти знакомые сказки, частушки (тахпахи, загадки (таптырастар, тем самым, выражая любовь к народному искусству, своему народу, малой Родине.

Публикации по теме:

Использование музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора Цель - развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора.

Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора «Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора». Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям,.

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.

Использование элементов народного творчества в режимных моментах Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат.

Народное творчество хакасов. Изготовление хакасского народного украшения Пого в средней группеНародное творчество хакасов. Изготовление хакасского народного украшения Пого в средней группе В январе текущего года на базе детского сада были проведены две тематические недели по теме "Хакасия - республика, в которой я живу". В.

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

План работы по самообразованию 2 мл гр «Развитие речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора» План работы по самообразованию Педагог МКДОУ «ЦРР-д/с «Теремок» С Кунашак, Челябинской области Нуриахметова Альфия Памировна Тема: «Развитие.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Использование фольклора в целях нравственно-патриотического воспитания детей Выступление на педсовете воспитателя средней группы Сульдиной О. Н. по теме «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического.

Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка
Опубликовано: 16 июня 2017 в 18:25
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД