Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» в ДОУ

Нелли Леонова
Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» в ДОУ

Купцова Е. В., Леонова Н. В.

заведующая,воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 133,lipetsksadik-133@mail.ru

Kuptsova E. V.,Leonova N. V.

manageress, educator, Municipal preschool educational institution kindergarten of combined type № 133,lipetsksadik-133@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

РИСОВАНИЯ ГРАТТАЖ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE USE OF NON-TRADITIONAL TECHNOLOGY

DRAWING SCRATCHBOARD FOR THE PURPOSE OF

FORMATION OF CREATIVE ABILITIES

IN CHILDREN PRESCHOOL

Аннотация. В данной статье представлена нетрадиционная форматехники рисования, применяемая в детских рисунках, граттаж (гратография)в МДОУ детский сад комбинированного вида № 133. Актуальность темы нетрадиционной техники рисования, граттаж (гратография) способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении (т. к. в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении элементов узора).Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая в технике граттаж, ребенок становится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия. Автором исследуется цветной и черно-белый граттаж.

Сделан вывод о том, что техника рисования граттаж способствует развитию у детей дошкольного возраста творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Ключевые слова:нетрадиционная техника,граттаж (гратография, дети старшего дошкольного возраста.

Abstract. This article presents a non-traditional form of painting techniques used in children's drawings, scratchboard (grotography) of MDOU DETSKIJJ sad kombinirovannogo Vida n 133. The relevance of the topic unconventional technique of painting, scratchboard (geography) contributes to the development and improvement of the accuracy and confidence of the movement of the hand, the formation of composite skills, the ability to freely own material, skill of the conservation movement in a certain direction (as in the technique of scratchboard can be used decorative compositions, which are based on the rhythmic repetition of the elements of the pattern). Scratching for a child turns into a "magical" process "of" drawing on toned paper. Working in a technique of scratchboard, the child becomes a researcher and in the process of preparation of the sheet the children make for themselves a small opening. The author examines color and black-and-white scratchboard. It is concluded that the technique of scratchboard drawing contributes to the development of children of preschool age, creativity, awakens the imagination, stimulates powers of observation, attention and imagination, develops manual skills, a sense of form and color perception, contributes to the education of artistic taste in children.

Key words: unconventional technique, scratchboard(grotography, children of senior preschool.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время – это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства.

Для того, чтобы ребенку выразить свои замыслы в графической форме на плоскости листа бумаги,ему необходимо иметь представления о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, и сформированные навыки и умения, которые совершенствуются в процессе изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство включает в себямногообразие техник, материалов и способов их использования. Иногдаребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, именно поэтому для работы с детьмистаршего дошкольного возраста педагоги часто применяют различные нетрадиционные техники рисования. Каждая из этих техник – это маленькая игра детского воображения. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, самостоятельнее, непосредственнее. В процессе этой деятельности происходит стимулирование детской активности, инициативности в придумывании содержания изображения, а также создаёт предпосылки для полной свободы самовыражения ребёнка, совершенствуя его умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

Работы, выполненные ребенком в нетрадиционнойтехнике,всегда очень привлекательны.

Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать, смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) побумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска. Другое название техники — воскография, дети называют «царапкой».

Техника граттаж и её другое название гратография была известна в России ещё в XX веке и часто использовалась графиками для иллюстрирования произведений. Для граттажа характерны четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов. Выразительным средством является линия, штрих, точка, пятно. По способу получения рисунка (процарапывание) граттаж сравнивают с гравюрой.

Одно из основных средств выразительности рисунка, исполненного в технике граттаж, являетсялиния. С помощью линии ребенок создает описание своих эмоций, повествует сюжет, описывает предмет, объект. Линия, казалось бы, самое минимальное средство выразительности, но в тоже время в детском рисунке является основным мощным средством выражения. В данной технике приветствуется четкость линий и, в зависимости от задуманного изображения, умение передавать контур изображения. Поэтому граттаж способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении. (т. к. в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении элементов узора). Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Различают цветной и черно-белый граттаж. В черно-белом варианте выразительными средствами являются линия, штрих, точка, контраст. Черно-белый граттаж можно сделать позитивным или негативным. В первом случае выцарапывают светлый рисунок на темном фоне (самая распространенная техника, во втором – подложку делают темной, а фон светлым. Возможны и варианты применения цветной туши или гуаши, также тонированного фона и черной туши. Для создания черно-белого изображения на белый лист плотной бумаги (картон) равномерно наносится воск или парафин (свеча). Затем вощеная поверхность покрывается тушью или гуашью снебольшим количеством жидкого мыла или средства для мытья посуды (шампунь, чтобы краска не скатывалась.

В цветном граттаже средствами выразительности являются линия, штрих, точка и цвет. Чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и также красят тушью.

Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая втехнике граттаж, ребенокстановится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия.

Также можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж таит в себе огромный обучающий потенциал: она знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь,тушь).Дети получают новые знания о материалах и их свойствах, а также совершенствуют свои навыки и умения пользоваться ими. Маленькие исследователи в процессе своей деятельностиузнают, что воск под воздействием тепла становиться мягким, а свеча может сгибаться; восковые мелки ломаются, а тушь или гуашь растекается по восковому слою, но если чуть-чуть капнуть моющей жидкости, то все меняется.

Удобна техника граттаж для использования в разных возрастных группах дошкольников, так как в результате минимально приложенных усилий получаетсяэффектный рисунок. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Разница лишь в том, что малышам исходный материал необходимо приготовить заранее, а детистаршего дошкольного возраста могут сделать все самостоятельно.

Картины в технике граттаж могут выполняться в практически любом стиле. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюжетные картины, декоративные орнаменты. Для начинающего работать в этой технике ребёнка можно использовать трафарет. Для разнообразия работы можно применять аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка,развиваятворческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствуетего всестороннему развитию. Дети, владеющиеэтим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замыслачерез нетрадиционные средства для его воплощения.

Список литературы

1. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.

2. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисования. М.: АСТ Астрель. 2005.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ. Использование нетрадиционной техники рисования водой «эбру» Тема: «Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через использование нетрадиционной техники рисования водой «Эбру»Анализ.

Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми старшего дошкольного возраста" Современное общество имеет потребность.

Конспект интегрированного занятия «Загадочный космос» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж».Конспект интегрированного занятия «Загадочный космос» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж». .

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники граттаж «Волшебный мир — подводное царство» в подготовительной группе Тема: «Волшебный мир – подводное царство» Цель: создавать условия для развития творческих способностей и кругозора детей через изобразительное.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования: граттаж, монотипия, тычок жесткой полусухой кистью»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования: граттаж, монотипия, тычок жесткой полусухой кистью» В нашей группе прошел мастер класс с родителями на тему "Рисование нетрадиционными техниками". Опыт показывает что рисовать необычным способами.

Мастер-класс «Космос» в нетрадиционной технике рисования «граттаж»Мастер-класс «Космос» в нетрадиционной технике рисования «граттаж» В апреле, ко Дню Космонавтики мы с ребятами рисовали космос, используя нетрадиционную технику рисования «граттаж». Слово «граттаж» произошло.

Фотоотчет по нетрадиционной технике рисования «Граттаж»Фотоотчет по нетрадиционной технике рисования «Граттаж» Мастер класс по нетрадиционной технике рисования «Граттаж» Ув. Гости, Мы рады приветствовать вас в с нашем д/с, Сегодня я хочу предложить.

Ручной труд в ДОУ. Использование нетрадиционной техникиРучной труд в ДОУ. Использование нетрадиционной техники .

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной техники рисования — монотипия» «Страна, в которой учили бы рисовать, так же как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках.

Статья «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в старшем возрасте ДОУ «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей старшего дошкольного возраста». Одним из ключевых направлений.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» в ДОУ
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 12:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. Международный день цирка

Австралийский «Цирк Оз», китайский акробатический цирк «Райское шоу из Поднебесной», канадский «Цирк Солнца», французский «Цирк Фрателлини» и Большой Московский государственный цирк на проспекте...

19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы, учит правилам...
Конспект занятия по развитию речи «Cоставление рассказа о весне по мнемотаблице» для...
Цель: развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам. Задачи: Формировать умение составлять рассказ по...
Фотоотчет «Мастер-класс в старшей группе по технике декупаж по народным мотивам»
19. 04. 19г был проведен мастер-класс для детей и родителей в рамках проекта, посвященного знакомству старших дошкольников 5-6 лет с декоративно- прикладным...