Папки-передвижки

Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ (4 фото)

Светлана Тявина
Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

В этом году, работая с детьми и подростками с ОВЗ, мною была составлена Дополнительная образовательная программа «Малахитовая шкатулка» как средство арт-терапии (библиотерапия и изотерапия), которая нацелена на решение проблем формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям, укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения. В Программе предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.

Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Маленьких клиентов знакомим со сказками, закрепляем знание букв алфавита, расширяем кругозор, развиваем внимание, память, учим вдумываться в смысл художественных произведений. У более взрослых детей с помощью художественной литературы развиваем внимание, память, способствуем творческому развитию в читательской деятельности.

На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире нравственных ценностей.

Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал. Изобразительная деятельность способствует закреплению знаний о художественном литературном произведении, развитию речи, моторики, повышению самооценки, памяти, мышления. На одном занятии ребёнок знакомится с произведением и выполняет практическую работу на данную тему по изобразительной деятельности с учётом его возрастных, индивидуальных особенностей здоровья и способностей. Содержание программы «Малахитовая шкатулка» предусматривает освоение детьми различных нетрадиционных методов и средств художественного воспитания: пальчиковое рисование, рисование в технике «монотипии», «кляксографии», пластилинографии, тестопластики.

Многие дети любят создавать творческие работы по прочитанному или прослушанному литературному произведению.

Посредством изобразительной деятельности реализуется потребность ребёнка выразить себя. По мнению ряда исследователей, рисунок для ребёнка является не искусством, а речью.

Художественное самовыражение, по мнению психологов и исследователей детского изобразительного творчества, помогает ребёнку с ОВЗ справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Дети с ОВЗ в процессе арт-терапии приобретают ценный опыт позитивных изменений. Результаты проведенной арт-терапии таковы :

• Создаёт положительный эмоциональный настрой.

• Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, взрослыми, а совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного приятия, эмпатии.

• Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

• Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

• Развивает чувство внутреннего контроля. Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и, в целом, функционирования правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

• Способствует творческому самовыражению, развитию воображения. эстетического опыта, практических навыков изо-деятельности, художественных способностей в целом.

• Повышает адаптационные способности человека. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния.

Арт-терапия эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, используя здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

• Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности, и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в социальной среде.

Данная дополнительная образовательная программа «Малахитовая шкатулка» как средство арт-терапии (библиотерапия и изотерапия) нацелена на решение проблем формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям, укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения. В этой Программе предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей.

Учитывая особенности учащихся, посещающих занятия по программе арт-терапии «Малахитовая шкатулка» и невозможность ориентироваться на общепринятые возрастные нормы развития, выделила следующие показатели результативности изобразительной деятельности по программе:

- комфортность (воспитанник с удовольствием занимается по программе, у него возникает желание продолжать занятия, достигать новых успехов);

- положительная динамика в развитии, (ориентиром является исходный уровень развития ребенка. Изменение в развитии отслеживаются по результатам диагностики: входной, текущий, итоговый контроль);

- расширение социальных контактов, (улучшение взаимодействия с детьми в

группах сменного состава, формирование симпатии к членам группы);

- положительные отзывы родителей, (в данном случае родители являются

лучшими экспертами состояния ребенка: их мнение позволяет оценить

эффективность программы и направления ее развития).

Для проверки эффективности и качества реализации программы мною применяются различные способы отслеживания результатов.

Виды контроля включают:

- входной контроль проводится в начале реабилитационного периода для

выявления сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий, зоны его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого, а также предполагает фиксацию статуса воспитанника «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности;

- итоговый контроль проводится по окончанию реабилитационного периода.

По результатам диагностики отслеживается положительная динамика освоения детьми программы.

Все виды контроля охватывают:

- развитие психических процессов (внимание, память, мышление,

воображение);

- развитие моторики (крупной, мелкой);

- пространственную ориентацию;

- способности выполнять инструкции, настойчивости в достижении цели;

- коммуникативные навыки и умения;

- знания, получаемые на занятиях.

Формы проведения контроля за усвоением изучаемого материала: беседа, игра, наблюдение, дидактическое упражнение и т. д.

Проводя анализ полученных результатов обучения ребенка с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. В этом случае, педагог достиг положительного результата, если ребенок с удовольствием встречается с педагогом, испытывает положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается развитие мелкой моторики рук, ребенок справляется с более мелкой и сложной работой, чем раньше, способен заинтересованно работать более длительное время, может анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в реабилитационном центре, в городе; участие в конкурсах по декоративно-прикладному искусству, развлечениях, досугах, праздниках.

В процессе прохождения темы "Осень", организовала выставку работ, на которых дети освоили пальчиковую живопись, учились работать тычками, кистью, использовать набрызг, рисовать паролоном, мятой бумагой, ватными палочками. Очень понравилось детям правополушарное рисование в создании красивого фона работы. Также дети с удовольствием делали аппликацию из листьев, составляя композиции, сюжетные картинки. Некоторые дети с увлечением занимались пластилином, создавая из него сюжетные картинки.

Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Фото №1 В Программе предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных психофизических и речевых возможностей Фото №2 Публикация Использование арт терапии в работе с детьми с ОВЗ размещена в разделах Арт терапия в детском саду Работа с Особыми детьми Фото №3 У более взрослых детей с помощью художественной литературы развиваем внимание память способствуем творческому развитию в читательской деятельности
Публикации по теме:

Использование музыкальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста Термин «Музыкальная терапия» переводится как лечение при помощи музыки. Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных.

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.

Фотоотчет «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ»Фотоотчет «Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ» Арт-терапия - лечение и коррекция эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности с помощью искусства. Главная цель арт-терапии.

Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Как же все-таки верны слова К. Д. Ушинского, ведь нет на свете ничего проще, доступнее и многообразнее, чем обычный песок. Что же делать,.

Презентация «Использование фитболов в работе с детьми с ОВЗ» Фитбол гимнастика-это единственный вид гимнастики,где в выполнении физических упражнений включаются двигательный, вистибулярный, зрительный,.

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько важно для вас и вашего ребёнка общение? Насколько важна возможность донести другому свои мысли,.

Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста»Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста» Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А в период адаптации особенно важно поддерживать.

Конспект ООД с использованием арт-терапии «Прогулка по весеннему лесу» в группе детей с ОВЗ Цель: Обогатить и закрепить знания детей о диких животных, их месте обитания, внешних особенностях Задачи: Обучающие: Актуализировать имеющиеся.

Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ Методическая разработка «Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ» Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 17 октября 2018 в 22:24
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД