МААМ-картинки

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников (2 фото)

Ольга Орлова
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников.

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности и оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Публикация «Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников» размещена в разделах

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитет и статусное положение в детском сообществе. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в федеральных государственных стандартах ДОУ.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.

В связи с этим, меня заинтересовала проблема, которую я обозначу так: «Как обеспечить речевое развитие детей, отвечающее современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В связи с этим передо мной как педагогом встали вопросы: Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире, как сделать процесс развития речи ненавязчивым, привлекательным, радостным.

Ответы я искала в методических журналах, научной литературе, трудах великих педагогов (Я. А Каменский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, Л. С. Выготский и др). Пришла к выводу, что в настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Слышала и читала про технологию ТРИЗ, но она не привлекла меня, т. к. многое было не понятным. И вот в марте 2016 года по велению судьбы я попала на курсы повышения квалификации в Центр образовательных игр и методик города Санкт-Петербурга по теме: «Организация образовательного процесса в дошкольных учреждениях». Там замечательный педагог Татьяна Григорьевна Харько познакомила нас с увлекательной игровой технологией ТРИЗ. Оказалось, что все не понятное и недоступное просто. Я решила обязательно применить эти знания на практике.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников

С тех пор учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельностью является игра, стараюсь использовать эту методику как на занятиях по развитию речи, так и в игровой деятельности, на прогулке. Я работаю в средней группе. Подобрала картотеку игр по возрасту детей. Сделала необходимые пособия. Детям моей группы очень нравятся игры «Дразнилка», «Мои друзья», «Теремок», «Паровозик», «Складные картинки», «Один, два, три, ко мне беги» и другие. Сегодня хочу подробнее остановиться на пособии, которым пополнила речевой блок в своей группе.

Игра "Карусель".

Цель: закрепление имен признаков.

Ход: Пособие представляет собой круг из плащевой ткани, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги (дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель:1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака, при условии, если знакомы с 17 признаками (выкладывается столько значков, сколько знают). По очереди дети называют значок признака, и характеризует по нему выбранный объект. Например: Воспитатель: Вика, Паша, Диана выходят. Вика выбери объект. (Вика выбирает лимон и кладет его в центр.) Воспитатель: 1,2,3- беги. 1,2,3-замри. Диана говорит: у меня признак температура. Какой лимон по признаку температура?- теплый. Паша говорит: у меня признак влажность. Какой лимон по признаку влажность? - сухой снаружи, внутри сочный. Вика говорит: У меня признак цвет. Какой по цвету лимон? - желтый и т. д.

Данное пособие получилось ярким. Хочется отметить, что оно очень удобно в использовании, не занимает много места, легко складывается и стирается, находится в доступном для детей месте, в общем, соответствует требованиям ФГОС.

Фото №1 Использование приемов ТРИЗ в

Опыт работы и наблюдения показывают, что данная игровая деятельность приходится по душе моим детям и вызывает у них большой интерес. Ребята не боятся высказывать вслух свои мысли, становятся более уверенными в себе. У детей развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание прийти на помощь, стремление найти позитивные решения в затруднительной ситуации.

Немаловажно и то, что этот процесс положительно влияет и на личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и в группах. Считаю, очень важно включить в него и родителей - ознакомить пап и мам с дидактическим развивающим материалом, чтобы полученные в детском саду знания дети закрепляли дома. Поэтому стараюсь, активно знакомить родителей с ТРИЗ технологиями при проведении консультаций, семинаров и практикумов. Это вызывает у них живой интерес и позволяет планировать совместную с ребенком деятельность, помогает лучше осознать причины трудностей, обменяться мнением и поделиться своим опытом.

Подводя итог, могу с уверенностью отметить преимущество ТРИЗ технологии перед традиционными средствами обучения.

Публикации по теме:

Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников «Использование современных интерактивных технологий в развитии и социализации дошкольников» Мы живём в эпоху совершенно иной коммуникативной.

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает все большее.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников Концепция «Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии связной речи дошкольников». Воспитатель Комарова Л. А. МАУДО Детский.

«Маленькие издатели». Интегрированное занятие с использованием приемов ТРИЗ для старших дошкольников«Маленькие издатели». Интегрированное занятие с использованием приемов ТРИЗ для старших дошкольников Это занятие способствует креативному, речевом, логико-математическому и художественно-эстетическому развитию детей, а также в игровой форме.

План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» Актуальность темы: Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Проект «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников
Опубликовано: 19 июля 2017 в 12:30
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД