Ольга Орлова
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников.
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности и оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Публикация «Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитет и статусное положение в детском сообществе. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в федеральных государственных стандартах ДОУ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?
В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.
В связи с этим, меня заинтересовала проблема, которую я обозначу так: «Как обеспечить речевое развитие детей, отвечающее современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В связи с этим передо мной как педагогом встали вопросы: Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире, как сделать процесс развития речи ненавязчивым, привлекательным, радостным.
Ответы я искала в методических журналах, научной литературе, трудах великих педагогов (Я. А Каменский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, Л. С. Выготский и др). Пришла к выводу, что в настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Слышала и читала про технологию ТРИЗ, но она не привлекла меня, т. к. многое было не понятным. И вот в марте 2016 года по велению судьбы я попала на курсы повышения квалификации в Центр образовательных игр и методик города Санкт-Петербурга по теме: «Организация образовательного процесса в дошкольных учреждениях». Там замечательный педагог Татьяна Григорьевна Харько познакомила нас с увлекательной игровой технологией ТРИЗ. Оказалось, что все не понятное и недоступное просто. Я решила обязательно применить эти знания на практике.
С тех пор учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельностью является игра, стараюсь использовать эту методику как на занятиях по развитию речи, так и в игровой деятельности, на прогулке. Я работаю в средней группе. Подобрала картотеку игр по возрасту детей. Сделала необходимые пособия. Детям моей группы очень нравятся игры «Дразнилка», «Мои друзья», «Теремок», «Паровозик», «Складные картинки», «Один, два, три, ко мне беги» и другие. Сегодня хочу подробнее остановиться на пособии, которым пополнила речевой блок в своей группе.
Игра "Карусель".
Цель: закрепление имен признаков.
Ход: Пособие представляет собой круг из плащевой ткани, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта. Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги (дети бегут по кругу, вокруг пособия.) Воспитатель:1,2,3- замри. (Дети останавливаются). Перед каждым ребенком находится карточка-значок признака, при условии, если знакомы с 17 признаками (выкладывается столько значков, сколько знают). По очереди дети называют значок признака, и характеризует по нему выбранный объект. Например: Воспитатель: Вика, Паша, Диана выходят. Вика выбери объект. (Вика выбирает лимон и кладет его в центр.) Воспитатель: 1,2,3- беги. 1,2,3-замри. Диана говорит: у меня признак температура. Какой лимон по признаку температура?- теплый. Паша говорит: у меня признак влажность. Какой лимон по признаку влажность? - сухой снаружи, внутри сочный. Вика говорит: У меня признак цвет. Какой по цвету лимон? - желтый и т. д.
Данное пособие получилось ярким. Хочется отметить, что оно очень удобно в использовании, не занимает много места, легко складывается и стирается, находится в доступном для детей месте, в общем, соответствует требованиям ФГОС.
Опыт работы и наблюдения показывают, что данная игровая деятельность приходится по душе моим детям и вызывает у них большой интерес. Ребята не боятся высказывать вслух свои мысли, становятся более уверенными в себе. У детей развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание прийти на помощь, стремление найти позитивные решения в затруднительной ситуации.
Немаловажно и то, что этот процесс положительно влияет и на личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и в группах. Считаю, очень важно включить в него и родителей - ознакомить пап и мам с дидактическим развивающим материалом, чтобы полученные в детском саду знания дети закрепляли дома. Поэтому стараюсь, активно знакомить родителей с ТРИЗ технологиями при проведении консультаций, семинаров и практикумов. Это вызывает у них живой интерес и позволяет планировать совместную с ребенком деятельность, помогает лучше осознать причины трудностей, обменяться мнением и поделиться своим опытом.
Подводя итог, могу с уверенностью отметить преимущество ТРИЗ технологии перед традиционными средствами обучения.