Получи документы

Использование приёма «Облако слов» на уроках в начальной школе

Чемезова Вера
Использование приёма «Облако слов» на уроках в начальной школе

Использование приёма «Облако слов» на уроках

в начальной школе

Современное обновление содержания и структуры образования требует внесения системных изменений в организацию учебного процесса, в цели и способы достижения нового качества образования. Большое значение приобретает использование интерактивных и информационно – коммуникативных технологий. Применение данных технологий охватывает все предметы школьного обучения. Использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитие мышления, восприятия, памяти. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Публикация «Использование приёма „Облако слов“ на уроках в начальной школе» размещена в разделах

Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Слайд 2

Сегодня ученики должны не только самостоятельно приобретать знания, но и уметь их применять на практике. Не секрет, что дети начальной школы способны продуктивно работать на уроке 15-20 минут, затем наступает утомление, пропадает интерес. Поэтому педагогам приходится постоянно искать такие эффективные приемы организации образовательного процесса, которые позволили бы решить все учебные задачи, которые ставятся в рамках каждого урока. И здесь на помощь могут прийти интерактивные методы, ведь их можно использовать абсолютно с разной возрастной категорией, том числе и в начальной школе. В качестве одного из способов для решения этих задач рассмотрим методический приём «Облако слов».

Облако слов – это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и цвета.

Слайд 3

На уроках в начальных классах более интересным будет вписывание данных слов в картинки. Работа с облаком слов захватывает учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. Таким образом, решаем следующие задачи: обучающие, развивающие, коррекционные, развиваем у учащихся умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; вызывать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать слабоуспевающих учеников к учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность; побуждаем их к активной работе на уроке. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся. Использование «облака слов» позволяет сделать урок продуктивнее, выполнение заданий интереснее, а совместную работу - активнее.

Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?

Слайд 4

Существуют различные способы:

• как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);

• для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т. п.);

• как визуализацию критериев оценивания чего-либо;

• для представления результатов опроса или обсуждения.

На каких этапах урока можно использовать облако слов?

1. Постановка учебной задачи.

На данном этапе урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы, которую должны определить учащиеся, из ключевых слов поставить вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока.

Окружающий мир,4 класс, тема урока «Природные зоны. Степь». Поставить перед собой цели урока: знать географическое положение степи, растительный и животный мир степи, деятельность человека в данной природной зоне.

Слайд 5

Математика, тема урока «Скорость, время, расстояние».

Слайд 6

2. Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний можно сгенерировать облако слов, в котором располагаются основные понятия по данной теме. Например, на уроке русского языка по теме «Части речи» с помощью облако слов мы вспоминаем имя существительное и имя прилагательное. Ученики выбирают и записывают части речи, можно из данных слов составить словосочетания имя существительное + имя прилагательное. Слайд 7

Литературное чтение. Выписать слова, которые характеризуют Дюймовочку из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении. Слайд 8

Устный счёт по математике в 1 классе. Слайд 9

3. Словарная работа.

На этапе словарной работы по русскому языку создать «Словарные облака», во –первых, чтобы учащиеся правильно записывали понятия и термины, во-вторых, чтобы зрительно запоминали написание слов, в-третьих, их также можно использовать при взаимопроверке на словарном диктанте.

Слайд 10-11

4. Открытие новых знаний.

При изучении новой темы ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего запоминания или анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации. Можно использовать «облако слов» для визуализации учебного материала, зашифровав, например, правило. Распечатанный плакат с таким правилом будет привлекать внимание детей. Слайд 12 -13

По теме «Члены предложения» облако слов было нашим опорным конспектом, с помощью которого мы запоминали новые понятия. Слайд 14

На уроках математики можно сделать облако математических терминов, знаков, цифр и предложить самостоятельно составить задания для устного счета. Считаю, что этот вид работы активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, математическую речь, внимание, пространственное мышление. Отличная идея использовать облако из цифр.

Слайд 15

5. Применение новых знаний.

На данном этапе учащиеся с помощью облако слов вспоминают изученный материал, пересказывают, систематизирует свои знания.

Изучая тему по русскому языку в 3 класса «Правописание суффиксов» можно использовать карточку с «облаком слов». Слайд 16

«Облако слов» по теме «Однокоренные слова». Слайд 17-18

Настоящим помощником становится этот прием при развитии речи: составление предложений, текстов, опорными словами при сочинении.

Слайд 19-20

6. Обобщение по разделу.

Литературное чтение, 4 класс, «Родина». Окружающий мир, 3 класс, «Удивительная природа» Слайд 21

Также можно использовать при индивидуальной работе, работе в паре, в группе, подбирая задания соответственно теме урока. Слайд 22-23

6. Приём «Рефлексия» поможет ученикам, используя «облако слов», дать ответ на вопросы: чего добились на уроке, чему научились, что было трудным, над чем еще нужно поработать? Слайд 24

На основе облака слов можно придумать множество различных заданий, которые помогут привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, развитию познавательной деятельности.

Несколько бесплатных интернет-сервисов, где можно создать облако слов:

Слайд 25

WordCloud.pro

Wordclouds.com

WordArt

Wordscloud.pythonanywhere.com

Варианты использования данного сервиса на уроках – это творчество учителя. Ведь каждый из нас преподносит один и тот же материал по-разному, и каждый найдёт свое применение.

Уважаемые коллеги, желаю Вам творческих успехов в работе, здоровья.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Использование АМО в начальной школе Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Руссо Жан-Жак сказал : «Скучные.

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёма «Облако слов» на уроках в начальной школе
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 09:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД