Людмила Попова
Использование программно-аппаратного комплекса «Колибри» в работе с детьми с нарушенным слухом
▼ Скачать + Заказать документы
В России более 13 миллионов людей имеют нарушения слуха, более миллиона из них - дети. Нарушения слуха в любом возрасте - это очень тяжелый недуг, который оказывает крайне негативное влияние на темпы развития человека и на качество его жизни в целом. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Читы занимается коррекцией нарушений слуха детей дошкольного возраста более 40 лет. С января 2012 г. мы функционируем как детский сад комбинированного вида и принимаем детей и с нормой развития, и детей с нарушениями слуха различной степени тяжести, от тугоухости второй степени до глухоты. Безусловно, за столь многолетнюю практику накоплен огромный опыт и создана сильная методическая база для организации работы с данной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Использование программно-аппаратного комплекса „Колибри“ в работе с детьми с нарушенным слухом» размещена в разделах
Но жизнь не стоит на месте, в образование всех уровней активно внедряются инновационные технологии, все более широкое распространение получает использование электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании. В 2018 году наш детский сад стал участником государственной программы «Доступная среда», направленной на создание условий, способствующих повышению уровня жизни и интеграцию в общество людей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации этой программы в детском саду установлен программно – аппаратный комплекс «Колибри» - современное и эффективное интерактивное решение для дошкольного образования здоровых детей и детей «особой заботы», пришедшее на смену интерактивным доскам. ПАК «Колибри» имеет отличную комплектацию, куда входят встроенный производительный компьютер с базовыми и специальными программами, встроенные колонки и плазменная панель с функцией Мультитач, которая позволяет одновременно выполнять задания нескольким детям.
К специальным программам «Колибри», которые педагоги детского сада используют в образовательной деятельности с детьми с разными возможностями здоровья относятся игровой центр «Сова», программа «Логомер», программа «Волшебная поляна».
«Игровой центр «Сова» - готовые игры и упражнения практически по всем разделам образовательной программы дошкольного образования. Сюда входят игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: «Буквы – перевертыши» - формирование графического образа букв, «Говорим правильно» - восстановление деформированных слов, «Сидит, стоит, лежит» - формирование глагольного словаря, «Технология синквейна» - развитие связной речи, игры и упражнения по звуковой культуре речи и слоговой структуре слов и другие.
В таких играх, как «Профессии», «Я и моя семья», «Моя Родина – Россия», «Кто живет в зоопарке?», «Виды транспорта», «Найди тень» и др. дети знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира, учатся устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать предметы по существенным признакам. Игры по математике («Игралочка», «Состав числа», «Математические пазлы», «В стране геометрических фигур», «Тяжелее – легче» и др.) формируют навыки количественного и порядкового счета, умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, ориентироваться в пространстве.
На занятиях по художественно – эстетическому развитию можно использовать игры по формированию сенсорных эталонов, знакомству с разными видами народного творчества («Дымковская роспись», «Мир цвета», «»Цветовые превращения», знакомить детей с музыкальными произведениями известных композиторов.
Игры и упражнения по безопасности, размещенные в «Игровом центре «Сова», формируют у детей навыки безопасного поведения на дорогах, в быту и природе.
Программа «Логомер» - это набор дидактических материалов по речевому развитию детей, которое особенно актуально для малышей с сенсорными нарушениями развития, в частности для детей с нарушенным слухом. В этой программе мы используем в работе упражнения по развитию длительного и плавного речевого выдоха, которые проводятся с помощью подключаемого микрофона; упражнения по формированию и развитию двигательных качеств и мелкой моторики - они выполняются по подражанию сказочным героям на экране; упражнения по артикуляционной гимнастике, развитию фонематического и неречевого слуха.
Программа «Волшебная поляна» включает игры по общему и творческому развитию и игры, направленные на психологическую разгрузку (формирование сенсорных эталонов, построение логических цепочек, классификации, релаксация). Эти игры востребованы, преимущественно, в свободной деятельности детей.
Далеко не весь дидактический материал ПАК «Колибри» может быть безусловно использован в работе с детьми с нарушенным слухом, особенно, когда речь идет о детях с тяжелой тугоухостью и глухотой, имеющим резко ограниченный словарный запас и низкий уровень развития познавательных процессов. В этом случае требуются дополнительные словесные инструкции педагога, использование специфических вспомогательных средств обучения в виде письменной речи и дактилологии, демонстрация алгоритма игровых действий, индивидуальный подход к каждому ребенку. При соблюдении этих условий интерактивные игры и упражнения становятся хорошим стимулом не только для познавательно – речевого развития дошкольников с нарушениями слуха, но и формируют у них первичные навыки взаимодействия с ИКТ.
Так, например, при изучении лексической темы «Зима. Признаки зимы» со слабослышащими детьми 4 года обучения использовались : игра «Зимние чудеса» - это задания по развитию моторики и логики; математическая игра «Путешествие в зимний лес», которая включает задания по количественному счету до 10, решению примеров, классификации предметов по форме; дыхательное упражнение «Снежинки».
При изучении лексической темы «Домашние животные» дети играли в познавательную игру о животных и игры по развитию неречевого слуха «Кто сказал мяу?», «Чей это голос?». Все игры и упражнения сопровождались работой над формированием и развитием словаря по темам.
Наш детский сад является краевой экспериментальной площадкой по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. При реализации инновационного проекта «Ступеньки финансовой грамотности», в котором принимают участие и дети с нарушенным слухом, используются игры на логопанели : «Что такое деньги?», «Размен монет», «Семейный доход», «Что такое семейный бюджет?» и др. Эти игры формируют у детей понятия о деньгах и их видах, цене, товаре, потребностях и доходах человека, заработной плате.
ПАК «Колибри» позволяет быстро загружать, хранить и качественно воспроизводить огромное количество аудио и видео файлов, фотографий, картинок, мультимедийных презентаций. Этот материал используется при проведении культурных практик с детьми (игры, развлечения, режимные моменты и т. д., в работе с педагогами, родителями, студентами при проведении педагогической практики (фото и видео отчеты, мастер – классы, презентации).
Таким образом, программно – аппаратный комплекс «Колибри», в силу своей многофункциональности, с успехом заменяет компьютер, телевизор, игровую приставку, мультимедийный проектор, интерактивную доску, а также огромное количество настольно – печатных игр и пособий по всем разделам адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Использование логопанели значительно расширило возможности предъявляемого для детей с нарушениями слуха познавательного материала, позволило повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, сделать занятия более интересными, наглядными и увлекательными.