Алёна Попова
Использование разнообразных форм работы по формированию ЗОЖ у старших дошкольников в рамках проекта «Береги зрение»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом РФ «Об образовании» (ст. 51).
Вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стоят в центре деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Использование разнообразных форм работы по формированию ЗОЖ у старших дошкольников в рамках проекта „Береги зрение“» размещена в разделах
Задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 от 2003г. (подпункт 2.3).
Для этого в детских садах создаются условия для полноценной реализации направленных на сохранение здоровья технологий на основе подбора педагогических методов, которые способствуют формированию у детей адекватных представлений о своём здоровье и привитию навыков его укрепления.
Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте- юный организм ещё недостаточно укреплён, а значит подвержен различным вредным влияниям. Факторов, ведущих к значительному снижению или даже потере зрения, великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки (просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере).
Быстрое утомление зрительного анализатора вызывает резкое снижение работоспособности, что отражается на общем состоянии детей. Чрезмерные зрительные нагрузки могут также приводить к утомлению и ухудшению состояния здоровья в целом.
По мнению З. Малевой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института коррекционной педагогики г. Москва,- Первопричиной всех нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц.
Глаза - это часть организма, и в качестве таковой они подвержены воздействию факторов, влияющих на организм в целом.
Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза! При нарушениях зрения у ребёнка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Ребёнок не рождается с «готовым» зрением, зрительные функции (острота, бинокулярное зрение и др.) формируются постепенно, «оттачиваются» в процессе накопления жизненного опыта. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребёнка, внимательно наблюдать за ходом её развития, а при первых признаках неблагополучия обратиться за медицинской и психолого-педагогической помощью.
Развитие зрительной системы.
П. Скрипец, детский офтальмохирург, кандидат медицинских наук, Московского НИИ педиатрии и детской хирургии говорит о том, что процесс формирования органа зрения условно делится на несколько этапов.
Первый, и самый важный,- закладка и внутриутробное развитие зрительной системы.
Следующий этап- младенчество (от 0 до 1 года)
В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов.
После 1 года острота зрения позволяет ребёнку интересоваться предметами на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, пытается встать на ноги, делает первые шаги
Ко второму году малыш пытается произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает зрительный опыт восприятия окружающих взрослых в процессе речи. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается самостоятельно воспроизвести что-то подобное.
В 3 года ребёнок при умелой постановке вопроса способен самостоятельно отвечать, что и как он видит. Поэтому взрослые могут легко контролировать развитие зрения ребёнка, обращая его внимание на различные объекты окружающего мира. В возрасте 3 лет ребёнок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м
С 4 лет орган зрения испытывает нагрузки, соизмеримые со школьными (занятия лепкой, рисованием, конструированием в детском саду, в группах дошкольной подготовки).
Вот почему так важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях (их длительность не должна превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут);
Ограничивать просмотр телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут;
Следить, чтобы во время «телесеанса» ребёнок находился на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана, но не ближе 2-3 м.
По возможности следует отказаться от электронных игр с маленьким экраном – мелкие детали вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения. Даже 30-40-минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней.
Постоянные зрительные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости.
К 6-7 годам зрение ребёнка достигает уровня взрослого человека. Это означает: острота зрения соответствует так называемой 1,0, когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школьным нагрузкам
Создание условий для охраны и восстановления зрения у
дошкольников.
Кандидат педагогических наук З. Малева выделяет два основных направления работы по профилактике и коррекции нарушений зрения.
Работа, направленная на профилактику и коррекцию нарушений зрения у детей, предусматривает охрану и укрепление их здоровья в течение всего периода пребывания в дошкольном учреждении.
З. Малева отмечает, что методически важным аспектом деятельности педагога в работе по сохранению зрения является ознакомление с органом зрения, его функциями, приёмами выполнения зрительных гимнастик. У детей формируют представления о необходимости бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними, формируют навыки снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приёмами улучшения зрения и зрительного восприятия, основанными на активизации физических и психических процессов.
З. Малева предлагает следующие направления работы :
1. Направление «Я и мои друзья».
Предусматривает создание основы для формирования эталонов позитивного отношения к своему здоровью, появление предпосылок для адекватного реагирования на жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон.
2. Направление «Как ухаживать за глазами».
Знакомство детей с одним из основных средств познания мира -зрением через специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта.
3. Направление «Создание сенсорных зон»
Включает организацию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всём пространстве детского сада, исходя из интересов и потребностей ребёнка, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия.
4. Направление «Снятие физического и психического утомления».
Это формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений.
5. Направление «Использование разного рода траекторий».
Предусматривает прослеживание глазами с помощью расположенных в пространстве ориентиров.
6. Направление «Создание офтальмоэргономических условий». Посвящено формированию у детей представлений о правильной осанке за столом.
7. Направление «Включение детей в совместную деятельность».
Ориентировано на создание определённого психологического климата путём изготовления тренажёров, несложных для зрительной гимнастики.
Методически важным аспектом деятельности педагога в работе по данному разделу, отмечает З. Малева, является личный пример - то, как он относится к собственному здоровью и способам его укрепления.
Изучив методическую литературу по вопросам сохранения зрения у детей, я решила узнать, а что знают наши ребята о глазах.
Детям были предложены вопросы:
1) Для чего нужны глаза?
2) Зачем нужны веки и ресницы?
3) В каких случаях может возникнуть повреждение глаз?
4) К какому врачу надо обратиться за помощью, если ты повредил глаза?
5) Что вредно и что полезно для глаз?
6) Как надо беречь свои глаза?
После проведения опроса и изучения ответов детей можно было сделать вывод о том, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах и о важности сохранения и укрепления зрения. На некоторые вопросы дети затруднялись дать ответ, а те ответы, которые звучали, были однообразные и неразвёрнутые (неполные).
Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объём знаний, умений и навыков, которым обладали дети, возникла идея создания проекта.
Чтобы понимать, как и почему проявляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.
Цель проекта :
Развитие у дошкольников представлений о значении зрения и понимания того, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить своё здоровье через систему разнообразных видов деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о глазах и способах сохранения зрения.
2. Развивать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.
3. Воспитывать бережное отношение к своему зрению.
После постановки цели и определения задач проекта, был разработан план мероприятий по реализации проекта. Запланированные мероприятия проводились во 2 половине дня.
Было продумано содержание деятельности.
Познавательно – речевое развитие.
* Беседы на темы: «Как устроены глаза», «Что ты заешь о глазах?»
* Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», И. Семёнова «Неболейка»,стихотворение «Для чего глаза на свете?», «Вежды».
*Отгадывание загадок об органах чувств
Художественно – творческая деятельность.
*Рисование «Красивые глаза»,
*Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Как устроен человек»(органы чувств – зрение).
Игровая деятельность.
* Дидактические игры: «Глаза могут не только смотреть», «Глаза выражают настроение», «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом», «Какие продукты полезны для глаз», «Есть ли у глаз помощники», «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что любят наши глазки».
* Подвижные игры: «Мигалочки», «Жмурки».
*Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приёме у окулиста».
* Игровые упражнения: «Поморгаем глазками», «Расскажи, что далеко, что близко», «Учим глазки отдыхать», «Чашки», «Любопытная Варвара», упражнения для снятия зрительного напряжения.
Опытно – исследовательская деятельность.
*«Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт?»,
* «Кто как видит?» (Как видят заяц и птица? Как видит крот? Как видят змея и лягушка? Как видят рыбы? Как видят собака и кошка?
В заключении работы по проекту была проведена образовательная деятельность в форме игры «Умники и умницы».
В рамках проекта проводилась работа с родителями, основными целями которой было:
-Знакомить родителей с гимнастикой для глаз, с самомассажем биологически активных точек на лице, разучивать комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.
1. Было проведёно занятие-практикум «Профилактика нарушения зрения».
2. Оформлен мини – стенд на тему: «Бережём глаза ребёнка!»
3. Оформлены памятки для родителей : «Профилактика близорукости», «Гимнастика для глаз «Учим глазки отдыхать»
В результате целенаправленной работы по реализации данного проекта :
1) дети постепенно начали осознавать, что глаза – это очень важный орган. Они помогают многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают.
Глаза помогают быстрее и точнее выполнять различные действия с предметами.
С помощью зрения можно догадаться, если посмотреть на другого человека внимательно, какое у него настроение (весёлое или грустное).
С помощью зрения можно понять отношение взрослых к тебе и тому, что ты делаешь, как себя ведёшь (об этом свидетельствует ласковый, сердитый или удивлённый взгляд).
2) дети познакомились с основными правилами охраны зрения. У детей сформировались представления о том, что вредно для зрения, а что полезно.
3) Дети освоили приёмы оказания помощи своему зрению :
гимнастика для глаз, глазодвигательные тренинги, минутки отдыха «Учим глазки отдыхать».
4) Путём экспериментирования было установлено, как видят человек и некоторые животные.
Дети учились устанавливать причинно -_следственные связи в природе (зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни).
При проведении повторной диагностики «Что ты знаешь о глазах?» ответы детей значительно изменились. Они стали развёрнутыми, полными. Ребята умело использовали в своих ответах полученные знания.
Зрение - чудесный дар природы, благодаря которому человек воспринимает внешний мир. Мы видим солнце и звёзды, находящиеся на расстоянии миллиардов километров от Земли, видим красоту окружающей природы, людей и всё, что создано ими.
Глаза дают нам возможность читать и знакомиться с культурой прошлых поколений, с достижениями современной науки.
Глаза заслуживают внимательного и бережного отношения к себе!
Методическое обеспечение.
*Подбор методической и художественной литературы.
*Оформление памятки для родителей, «Профилактика близорукости», «Бережём глаза ребёнка».
*Составление конспектов занятий по теме проекта.
* Проведение консультации для воспитателей: «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».
Литература.
Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010.
Иванова А. И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва,2010.
Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника»,№3,2010.
Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1,2009.
Подколзина Е. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1,№3,№4,2008.
Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008.
Сиротюк А. «Всё хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3,2008.