МААМ-картинки

Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха

Людмила Попова
Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы

В формировании человеческой личности важным компонентом ее структуры выступает коммуникативный блок, т. е. умение вступать в общение с окружающими. Общение осуществляется посредством словесной речи. Существует несколько форм словесной речи, которые используются в общении и обучении детей с нарушениями слуха : устная, письменная, дактильная.

Публикация «Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха» размещена в разделах

Устная речь – самая типичная и распространенная форма словесной речи. Ее рассматривают с двух сторон – произношение и восприятие. Произношение осуществляется органами речи, восприятие – органами слуха. При сохранном слухе овладение устной речью происходит спонтанно в естественной речевой среде по подражанию. Формирование устной речи – основная задача при обучении неслышащих детей. Здесь большую роль играет использование остаточного слуха. Даже незначительные остатки слуха необходимы для более качественного произношения и для развития речевого мышления. Именно поэтому для каждого ребенка необходимо ношение ИСА. На первоначальных этапах обучения самостоятельная устная речь ребенка с нарушением слуха может быть в виде лепетных слов, усеченных слов, но чаще всего дети не владеют речью – у них имеются только различные голосовые реакции, вокализации, неотнесенный лепет. Это не речь. Обучение устной речи осуществляется на слухо-зрительной основе и с опорой на таблички с печатными буквами, которые прочитываются глобально, т. е. без различения отдельных букв.

Письменная речь – это чтение и письмо. В обучении детей с нарушениями слуха используются печатные слова и фразы (таблички, мы рассматриваем здесь письменную речь как специфическое вспомогательное средство № 1 при обучении словесной речи. Первоначально дети учатся читать таблички глобально, подкладывать их к предметам, соотносить с картинками. Со второго года идет обучение детей дактильной азбуке и аналитическому чтению.

Дактильная речь – специфическое вспомогательной средство № 2, используемое в обучении детей с недостатками слуха. Она была придумана в средние века испанскими монахами, давшими обет молчания. Не имея права пользоваться речью в ее природном звуковом варианте, но, испытывая потребность в общении, они изобрели такой способ обмена информацией, при котором можно было полностью сохранить содержание высказываний.

Каждая дактилема соответствует одной из букв алфавита, и само положение пальцев напоминает изображение буквы, т. е. цепочка букв в написанном слове передается цепочкой движения пальцев при дактилировании, слово как бы прописывается в воздухе без использования пишущих инструментов.

По своей структуре дактильная речь совпадает с письмом, а по функции стоит ближе к устной речи. В чем плюсы использования дактильной азбуки при обучении детей с нарушениями слуха?

1. Она может быть использована в любой ситуации общения, т. к. рука всегда находится при себе, даже в отсутствие нужной таблички.

2. При восприятии дактильного слова, если ребенок при этом дактилирует сопряжено с педагогом, в работу включается зрительный анализатор;

3. При движении пальцев активизируются речевые центры;

4. При дактилировании точно воспроизводится буквенный состав слова, тем более, что на каждой букве можно остановиться, повторить ее несколько раз, добиваясь четкого, внятного произнесения звука (произношение);

5. На основе дактильного проговаривания дети быстрее запоминают вводимые в речь языковые единицы и усваивают больший объем речевого материала, чем при бездактильном обучении.

Сроки использования дактилологии – 2 год обучения в ДОУ – 2-3 класс школы.

Дети в детском саду начинают дактилировать по подражанию педагогу на основе хорошо отработанных коротких по составу слов : дом, мяч, юла, тут, там). Не рекомендуется заучивать дактилемы в отрыве от речевого материала по таблице с дактильно-буквенным алфавитом. Чтобы у ребенка была сформирована плавная, четкая, правильная дактильная речь, он должен иметь хорошие образцы дактилирования взрослых:

1. Дактилирование должно быть плавным, ритмичным (не побуквенным, с четким положением руки на уровне груди, с наклоном не более 30*, правильной комбинацией пальцев, не слишком удаленным от глаз собеседника (2 - 2,5 м);

2. Нежелательно, чтобы на пальцах взрослого были какие-либо отвлекающие моменты – яркие кольца, неестественно яркий маникюр, смазанные йодом, зеленкой или забинтованные раны и т. п. ;

3. Каждый звук произносится четко, внятно, с соблюдением слитности, рука плавно движется вдоль таблички справа налево, каждый звук как бы «перетекает» в другой;

4. Не забывайте о выразительности речи, делайте паузы между словами;

5. Следите за правильным дактилированием детей, возникпющие ошибки исправляйте сразу в ходе общения.

Каждому родителю, который воспитывает ребенка с нарушением слуха необходимо знать дактильную азбуку, т. к. это язык, на котором в течение определенного времени будет говорить ребенок.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Эффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краемЭффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 05:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование разных форм словесной речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Попова (УИ 1772373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД