Лучший педагог года

Использование ритмопластики при организации НОД

Виктория Черичен
Использование ритмопластики при организации НОД

Приходилось ли Вам наблюдать за детьми в минуты обычной утренней гимнастики? Девочки и мальчики, ловкие, быстрые, но с безрадостными, хмуро-сосредоточенными лицами. Серьезна, строга и воспитательница: нужно объяснить и показать упражнения, просчитать их «дозировку», проследить за качеством выполнения. Звучит музыка, но кажется, что это мало воодушевляет.

Что же так подавляет детей? Почему им не хочется заниматься гимнастикой? Я попыталась посмотреть на это глазами ребенка и вдруг почувствовала, как неудобно двигаться в ограниченном пространстве (почему нужно стоять строго равняясь на чей-то затылок); как утомительно в который раз выслушивать описание знакомых упражнений (разве нельзя сразу выполнять их); как надоедает маршировка по заду (а что, если войти или вбежать в зал свободно). И фортепианное сопровождение — небольшие фрагменты из разных мелодий — не воспринимается должным образом. К тому же оно повторяется изо дня в день на протяжении двух недель.

Публикация «Использование ритмопластики при организации НОД» размещена в разделах

Методически продуманная, но лишенная новизны, фантазии, ярких музыкальных впечатлений, традиционная зарядка явно не воздействует на эмоциональный тонус детей. Появились новые ритмы, изменился стиль ритмических движений. Аэробика и дискотеки, войдя в нашу жизнь, открывают нам динамику сегодняшнего дня. Экспрессия, пластичность, умение двигаться всем телом и, конечно же, танцевальность — ее характерные черты. Иной стала и звуковая атмосфера. Музыкальные фонограммы прочно вошли в нашу культурную среду и успешно соперничают с «живым» исполнением.

Известно, что дети более чутко, чем взрослые, реагируют на новую эстетику своего времени. Учитываем ли мы это?

Современные подходы предполагают не только физическую, но и художественную культуру гимнастики, новую (образно-ритмическую) связь движений и музыки. Как же осуществить ее?

На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения - «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус.

Ныне большой популярностью пользуется ритмическая гимнастика. О ней вновь вспомнили в начале XX века. С. М. Волконский, популяризатор идей Жака Далькроза, писал, что «ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений».

Ритмическая гимнастика уникальна, здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.

Итак, достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка - на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма - известны. Выполнение ритмических заданий поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и т. д.) с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений.

Ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет одновременно решить как общие, так и частные задачи. Общие задачи - оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие:

• Повышение эмоционального настроя.

• Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой.

• Формирование основ культуры движений.

• Формирование красивой осанки.

• Повышение физической работоспособности.

• Развитие основных физических качеств.

• Совершенствование чувства ритма, музыкальности.

Известно, что основной формой деятельности детей является игра. Среди различных игр мы выделяем сюжетно-ролевые, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения и активности.

Поэтому сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой может стать универсальным средством, позволяющим успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.

Образно-игровая ритмическая гимнастика – ритмопластика.

Педагоги все чаще сталкиваются с негативным или безразличным отношением детей к двигательной деятельности. Стимулирование их желания заниматься физическими упражнениями — важная, но непростая задача, решаемая педагогом.

Образно-игровая ритмическая гимнастика – ритмопластика, главными составляющими которой служат образные или подражательные физические упражнения, музыка и элементы игры, создает для ее решения огромные возможности. Это связано с воздействием как на физическое, так и на психическое состояние ребенка: хорошее самочувствие, жизнерадостность и подтянутость. Главная цель ритмопластики — воспитание у детей потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Причем это должно достигаться не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению, красоте.

В практике физического воспитания, к сожалению, чаще всего отождествляют понятия «ритмическая гимнастика», «аэробика», «шейпинг», «ритмика». А это не одно и то же.

Ритмопластика — вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела (маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках, упорах и положениях лежа). Они, как правило, просты по своей структуре, их не сложно разучить. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) — своеобразная «азбука» движений, широко используемых в большинстве видов спорта и составляющих основу содержания занятий оздоровительной направленности с различным контингентом, в том числе с детьми. Преимущество этих упражнений состоит в возможности избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, что определяет их использование для решения частных задач физического воспитания, а также создает условия для гармоничного развития двигательного аппарата. Еще одна особенность ОРУ заключается в возможности строго дозировать нагрузку, определяя содержание и количество упражнений, характер их выполнения, исходные положения и вес отягощения, интервалы отдыха. В ритмопластике общеразвивающие упражнения сочетаются с разновидностями ходьбы, прыжков, бега, танцевальными движениями. Используются также простейшие элементы художественной гимнастики, акробатики и другие средства. Целостность и динамичность этих упражнений при органической связи с музыкой создают своеобразный стиль упражнений, которые воспринимаются как танцевальные движения. Воздействие занятий ритмопластикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.

Ритмопластика развивает не только общую выносливость, но и положительно воздействует на сосуды головного мозга. Всевозможные наклоны туловища вперед, в стороны, перевернутые положения (стойки на лопатках, создающие дополнительную нагрузку на систему кровообращения мозга, разнообразные движения головой (повороты, наклоны) улучшают кровоток в артериях шейного отдела позвоночника, оказывают механическое воздействие на сосуды.

Занятия ритмопластикой способствуют развитию у детей устойчивого внимания и собранности — важных предпосылок успешной учебы.

Танцевальная манера выполнения упражнений развивает у них пластичность, выразительность и изящество движений, их походка становится легкой и грациозной. Это формирует уверенность в себе, помогает преодолевать застенчивость, робость, повышает самооценку. Коллективная форма занятий ритмопластикой отвечает особенностям детского возраста и позволяет свободно раскрывать свои достоинства, возможности и способности.

Музыкальное сопровождение, вызывая эмоциональный подъем и радостные чувства, способствует эстетическому развитию детей. Хотя эмоциональное воздействие музыки на занятиях ритмопластикой может быть причиной относительно большей частоты сердечных сокращений, но именно музыка позволяет выполнять упражнения продолжительное время, не ощущая усталости, соблюдая при этом высокую интенсивность движений.

С помощью упражнений ритмопластики формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, развиваются музыкальные способности.

Значительная часть упражнений ритмопластикой выполняется с большой амплитудой. Благодаря этому создаются предпосылки для развития гибкости, планомерно прорабатываются все крупные суставы тела, избирательно воздействуя при этом на шейный, грудной и поясничный отдел позвоночника. Если мышцы, сухожилия, связки эластичны, то движения тела становятся красивыми и грациозными. Хорошая гибкость помогает избежать травм.

Ритмопластика позволяет развивать одно из ведущих двигательных качеств — силу. Разнообразные упражнения для мышц шеи и плечевого пояса, живота, спины и боковых мышц туловища, например, повороты и наклоны головы, поднимание рук вверх, разгибание и сгибание рук в упоре лежа, способствуют созданию хорошего мышечного корсета, необходимого для формирования правильной осанки у детей.

Всевозможные прыжки и выпрыгивания вверх из упора присев, маховые движения ногами и руками, круговые движения туловищем, выполняемые быстро и с большой амплитудой, позволяют развивать скоростно-силовые качества. Разнообразные движения, выполняемые в различных плоскостях пространства, способствуют совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти.

В работе с детьми ритмопластика применяется как самостоятельный вид физкультурно-оздоровительной деятельности с занятиями продолжительностью от 10 до 30 мин, так и в виде отдельных блоков, являющихся составной частью физкультурного или тренировочного занятия. Упражнения ритмопластики используют в утренней гимнастике, цели которой — поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые им физкультурные упражнения, так как использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения особенно у детей, не справляющихся с заданиями. В комплекс утренней гимнастики продолжительностью 3— 5 мин нужно обязательно включать упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, ног и туловища, на координацию движений, потягивания, всевозможные прыжки, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения. Эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнений с предметами — мячами, обручами, кубиками и любыми игрушками, в том числе мягкими. Такой комплекс дети выполняют в течение нескольких недель, но если интерес к упражнениям пропадает, то его заменяют новым.

На протяжении всей своей деятельности я включаю ритмопластику в комплексы утренней гимнастики и в непосредственно организованную деятельность по физической культуре, в спортивные развлечения и праздники, в работу кружка «Спортивные игры». Музыкальные композиции я использую фрагментарно или в комплексе. Использование ритмопластики позволило увеличить плотность НОД по физической культуре, физическую нагрузку, добиться качества и пластичности выполнения движений, развивать гибкость и выносливость, повысить интерес к НОД по физической культуре, эмоциональность и раскрепощённость у детей.

Публикации по теме:

Факторы, вызывающие затруднения при организации партнёрских отношений с семьями в группе раннего возраста «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься . Родители жалуются на то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Приходится.

Использование «лэпбука» при автоматизации звука. С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него.

Использование презентаций при автоматизации звуков Учителям -логопедам да и не только логопедам, воспитателям, учителям известно, что закрепление учебного материала в игровой форме проходит.

Консультация для воспитателей «Виртуальные прогулки при организации образовательной деятельности с детьми» 1 слайдМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 комбинированного вида» Консультация для воспитателей.

Методическая разработка семинара-практикума «Учет требований ФГОС до при организации прогулок» Муниципальное детское образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 28 Семинар — практикум Учет требований ФГОС.

НОД «Использование мнемотехники и криотерапии при обучении детей» НОД «Использование мнемотехники и криотерапии при обучении детей» Тема: «Заюшкина избушка» Старшая группа «Ягодки» Цель: продолжать развивать.

Памятка по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении прогулок в летний период ПАМЯТКА по охране жизни и здоровья детей при организации и проведении прогулок в летний период Общие требования безопасности.

Перспективный план по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса, средняя группа СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Месяц Навыки безопасного поведения в природе Правила.

Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении в ДОУ Детство - годы чудес. Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ритмопластики при организации НОД
Опубликовано: 27 марта 2017 в 12:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД