Светлана Бабошина
Использование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Упражняясь с сыпучим материалом, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании сыпучего материала ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.
Публикация «Использование сыпучего материала для развития мелкой моторики и творческой фантазии детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Игры с крупами – это простой и интересный для детей способ развития мелкой моторики, мышления, речи, внимания, воображения.
Для игр подойдут различные виды круп - рис, манка, фасоль, гречка, горох…
В своей работе с детьми я использую цветной рис и фасоль, которые предварительно окрасила специальными пищевыми красителями. Цветной рис и фасоль вызывает у деток неподдельный восторг!
Чтобы покрасить крупу, нужно поместить её в плотный пакет и добавить туда примерно 15 капель пищевого красителя (количество красителя добавляется, в зависимости от желаемого оттенка) и 1 ст. ложку спирта или антисептического геля для рук (для закрепления цвета). Далее завязать пакет и хорошенько встряхнуть содержимое, чтобы крупа равномерно окрасилась. После этого развязать пакет и высыпать крупу на тряпку или плотную бумагу, чтобы крупа высохла.
Такой крупой можно наполнить большой прозрачный контейнер, мини-песочницу или коробку, добавив немного мелких игрушек.
Дети с радостью будут перебирать крупу, тем самым развивая мелкую моторику, творческую фантазию.
Игровое упражнение «Клад»
Закопаем в рис что-то небольшое: маленькую игрушку, стеклянный шарик и ребята ищут клад. А для детей постарше можно искать буквы и даже целые слова.
Игровое упражнение «Волшебный магнит»
Используя большой магнит, играем в игру «Металлоискатель». В коробку с рисом, фасолью прячем разные железные предметы, а потом собираем магнитом.
Игровое упражнение «Рисуем фасолью»
Выкладывание рисунка по образцу или по замыслу.
Игровое упражнение «Найди предмет»
Нахождение заданного предмета на ощупь.
Также в своей работе я использую манку. Её можно использовать в качестве наполнителя для мини-песочницы. Ребята с огромным удовольствием играют, используя мелкие игрушки.
Детям очень нравится рисовать на манной крупе. Для рисования у нас есть подносы ярких цветов, на которые насыпан небольшой слой крупы.
Дети оставляют пальчиками следы и рисуют узоры и простые сюжеты. На таких подносах еще можно раскладывать различные предметы (счётные палочки - выложить цифры, буквы) или игрушки или просто дать ребенку поиграть в свое удовольствие.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на манную крупу.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности манной крупы, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность манной крупы волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами по манной крупы, имитируя движение насекомых.
Упражнение «Манный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок быстро, а затем медленно сыплет манную крупу из своего кулачка в тарелочку, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Внешне простые манипуляции с сыпучими материалами: пересыпание, перебирание, закапывание мелких предметов – позволяют значительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.
Игры и занятия с сыпучим материалом – значимые мотивирующие факторы активности и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.