Лучший педагог года

Использование театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ

Кудряшова Людмила
Использование театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ

Эссе «Моя педагогическая инициатива»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» В. А. Сухомлинский

Так случилось, что я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В начале моего пути освоения коррекционной педагогики возникало много вопросов: «Как спланировать и провести занятие так, чтобы детям было интересно? Как понять, что чувствует такой ребенок, соприкасаясь с музыкой? Как помочь ребенку понять свои чувства и эмоции? Как развить у ребенка творческие проявления - воображение, фантазию?»

Публикация «Использование театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Вопросов было больше, чем ответов. Много книг было прочитано, прежде чем нашла то, что было бы интересно всем и объединяло бы всех: и детей и взрослых. Я для себя нашла такую книгу: небольшое, в тонком переплете пособие для работников дошкольных учреждений «Театрализованные занятия в детском саду» автора М. Д. Маханевой. Изучив пособие, я поняла, что это то, что мне нужно. С того момента театрализованная игра прочно вошла в мою жизнь и жизнь моих воспитанников.

В наш детский сад приходят разные дети, у каждого свои особенности не только в развитии, но и в воспитании. Кто-то «на месте дырку вертит», а «кто-то спит на ходу». Чтобы заинтересовать их, таких разных, неповторимых, начинаю занятие с игры-приветствия. Надеваю на палец маленького гнома, связанного крючком, прячу его в кулачок и, с загадочным видом начинаю петь: «Спрятался ловко в моем кулачке маленький гномик в большом колпачке. Вот я сейчас на него погляжу, если хотите и вам покажу…» В этот момент начинаются настоящие чудеса! Дети замирают, слушают песню с интересом и сразу включаются в действие. Им очень хочется увидеть гнома. Они зовут его песенкой, а когда он появляется из кулачка, их радости нет предела. Гном приветствует детей, и каждому хочется, чтобы гном обязательно подошел к нему. Даже самые шаловливые, терпеливо ждут своей «очереди», чтобы поздороваться с гномом.

А как дети любят Петрушку, которого я сделала из молоточка для игры на металлофоне. Дети с радостью общаются с ним, выполняют любые, даже сложные задания, которые дает им Петрушка, и с нетерпением ждут следующей встречи с ним.

Всем известно, что мальчишки (в коррекционных группах их большинство) не очень любят петь песни, а запоминание текста и вовсе скучное занятие. И вновь Петрушка приходит мне на помощь, становясь дирижером: когда он медленно выходит из своего домика, дети, проговаривая текст песни, постепенно добавляют громкость, а когда Петрушка медленно прячется в него, дети постепенно убавляют звук. Так, играя, дети быстро запоминают текст песни, учатся владеть своим голосом. Если в песне присутствует сюжет, мы с детьми обязательно его обыгрываем. А песням, которые можно исполнить по ролям цены нет. Дети с большим удовольствием переодеваются в костюмы и перевоплощаются в героев песни.

На деле оказалось не так-то просто научить ребенка владеть мимикой, жестом, умением перевоплощаться. Начинаем учиться с простого. С игровых этюдов. Дети с большим желанием превращаются в просыпающихся котят, выгибают спинки, протирают глазки, потягиваются, умываются. А когда превращаются в таящего снеговика… в глазах появляется игривый, задорный огонек, лица светятся улыбками. Дети любят подобные этюды, выполняют их искренне и непосредственно, эмоции «плещут через край».

С помощью театрализованных игр воспитываются не только эстетические чувства маленького человека, развиваются его эмоции, фантазия и воображение. Воспитание нравственности и культуры поведения, в этом театрализованная игра просто незаменима, а кукольный театр творит настоящие чудеса. Кукольный спектакль «Волшебная сметана» учит маленьких врунишек говорить правду, спектакль «Любочкины помощники» учит ленивых помогать близким, а спектакль «Капризка» … после его просмотра, даже самые капризные перестают капризничать. В одну из групп нашего детского сада ходил мальчик и никогда не здоровался, игнорируя усилия родителей и воспитателей. Посмотрев кукольный спектакль «Сказка о невоспитанном мышонке», мальчик на следующий день, подходя к детскому саду здоровался со всеми взрослыми и детьми. Это ли не победа! Это ли не успех!

Большую радость приносят детям праздники и развлечения. Дети всегда ждут их с нетерпением. В нашем детском саду это чаще всего театрализованные представления, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Важно, чтобы в праздниках участвовали все дети, независимо от их «продвинутости». Сегодня ребенок может сыграть только второстепенную роль, а завтра, через неделю, месяц, год он может стать самым артистичным. Главное – дать ему возможность поверить в свои силы и раскрыть свои творческие способности. И, если я вижу на празднике радостные лица и счастливые глаза детей, на душе становится тепло и радостно от того, что у тебя все получилось и твои усилия не прошли даром, что ты на верном пути.

Так, постепенно, шаг за шагом, ребенок раскрывает свой творческий потенциал: становится эмоциональным, уверенным в своих силах, в глазах загорается огонек радости, и мы, взрослые, радуемся вместе с ребенком любому, даже самому его успеху. Важно не упустить этот момент, вовремя похвалить ребенка, сказать теплые слова, подбодрить его, ведь момент успеха и поддержка взрослого помогает поверить в себя даже самого неуверенного и робкого. Один древний философ сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я, в конце концов, стал хорошим человеком».

Каждый ребенок уникален и по-своему неповторим. Он открыт для добра и красоты, чутко реагирует на ложь. Я считаю своей главной задачей помочь ребенку раскрыться, дать почувствовать свою самоценность. И в этом мне помогают театрализованные игры. Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о тонкой детской психике, я стараюсь. Чтобы мои воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений.

«Научить детей импровизировать – дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью, был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя – вот главная задача театрализованной игры»

Л. В. Гераскина

Публикации по теме:

Использование театрализованных игр в образовательном процессе по сказке «Репка»Использование театрализованных игр в образовательном процессе по сказке «Репка» Задачи: 1. Активизировать знания детей о местах произрастания овощей; развитие связной речи, ее диалогической формы (умение повторять несложные.

Презентация «Использование фитболов в работе с детьми с ОВЗ» Фитбол гимнастика-это единственный вид гимнастики,где в выполнении физических упражнений включаются двигательный, вистибулярный, зрительный,.

Использование инновационных технологий в виде современной игрушки Банчемс в работе с детьми с ОВЗ Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Электростальский реабилитационный центр для детей и подростков.

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ Задумывались ли вы когда-нибудь, насколько важно для вас и вашего ребёнка общение? Насколько важна возможность донести другому свои мысли,.

Использование нетрадиционных приемов массажа в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) «Эффект массажа – естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни» Гиппократ На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип "терапии песком" был предложен еще.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Реферат «Значение музыкотерапии, использование ее в работе с детьми с ОВЗ» РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» Работу выполнила музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 18 октября 2018 в 17:10
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД