МААМ-картинки

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников

Татьяна Уколова
Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников

Введение

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Публикация «Использование технологии „Синквейн“ как средство активизации работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

Уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной.

Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Современные технологии речевого развития :

1. здоровьесберегающие технологии :

дыхательная гимнастика,

пальчиковая гимнастика,

игровой самомассаж,

сказкотерапия,

музыкотерапия;

арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности,

пескотерапия.

2. мнемотехника

3. технологии проектной деятельности

4. технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

5. технологии исследовательской деятельности

6. информационно-коммуникационные технологии;

7. личностно-ориентированные технологии

8. игровые технологии

9. синквейн технология

Синквейн – технология

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения. В России синквейн начал применяться с 1993 года.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Актуальность «Синквейна»

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Цель использования метода СИНКВЕЙН в работе с дошкольниками – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Синквейн способствует решению следующих задач:

• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

• отрабатываются знания о частях речи;

• знания о предложении;

• умение соблюдать интонацию;

• значительно активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

активизируется и развивается мыслительная деятельность;

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Синквейн- один из эффективных методов развития речи дошкольников

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Структура синквейна

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд).

Практическая часть мастер-класса

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну)

1. ЯБЛОКО

2. Красное, сладкое.

3. Растёт, спеет, наливается.

4. Я ем яблоко.

5. Фрукт

1. КОТЁНОК

2. Чёрненький, пушистый.

3. Играет, спит, ест.

4. Я его люблю.

5. Домашнее животное.

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Например: Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».

Зайчик. Лиса.

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.

Сказочный герой. Сказочный герой.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Вишня

Сладкая, сочная

Висит, зреет, растет

Растет у меня на даче

Одежда

4. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. (Синквейн загадка)

Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.

?

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Уничтожает вредных насекомых

Лес

Заключение

Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя.

Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Используемая литература

1. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

2. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

3. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

4. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

5. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

6. И. В Скворцова-«Развивать речь ребенка» Издательство ОЛМА Медиа Групп.

7. «Дошкольная педагогика» ООО Издательство «Детство Пресс» №3, (2014г.)

Для воспитателей

Жизнь

Длинная, счастливая

Течет, бежит, учит

Жизнь дана на добрые дела

Дорога

Сердце

, ….

, , …

… …. ….

….

Мастер класс

Актуальный, творческий

Волнует, объединяет, дисциплинирует

Получить новые знания или Других посмотреть и себя показать

Опыт работы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии синквейн на тему «Весна» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии синквейн (в подготовительной группе) Подготовила: воспитатель Кузнецова.

Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Введение Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать.

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «синквейн» в развитии дошкольников» Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методические рекомендации по использованию технологии «синквейн» в развитии речи дошкольников Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой.

Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В последние годы отмечается замедленный развития детей, особенно это заметно в развитии.

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 31 октября 2019 в 22:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД