МААМ-картинки

Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками

Елена Наумова
Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками

Системный оператор ТРИЗ: расширяем поле поиска сильных решений

(2 слайд)

В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления детей приобретает особую актуальность.

Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь

(3 слайд)

Публикация «Использование технологии ТРИЗ „Системный оператор“ в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Именно технология ТРИЗ – РТВ наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

(4 слайд)

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Безусловно, эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и по-настоящему активного творческого мышления у детей (и взрослых, кстати, тоже). Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение. Сегодня предлагаю вам узнать про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться.

Учимся мыслить системно!

(слайд 5)

Думать объемно, учитывая все, без исключения, составляющие предмета анализа, могут далеко не все взрослые. Что уж говорить о детворе. В итоге, какие-то моменты остаются упущенными, и наше представление о вещах становится неполным, а значит и не до конца корректным, объективным.

Спешу вас успокоить — эту досадную оплошность всегда можно исправить! Особенно если речь идет опять же о детях, которым свойственно впитывать новую информацию с молниеносной скоростью. Главное — грамотно ее подать.

Подчеркивая принципиальную важность всеобъемлющего системного мышления, советский исследователь, создатель методики ТРИЗ, Генрих Альтшуллер, разработал концепцию системного оператора.

Она была призвана восполнить недостаток нашего мышления, дав людям возможность мыслить на десятки шагов вперед, выявляя тонкие причинно-следственные связи и закономерности вещей. По мнению ученого, только в этом случае мы сможем преобразовывать мир, не опасаясь разрушительных последствий своих не до конца обдуманных решений и действий.

(слайд 6)

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Кроме этого, Альтшуллер выделяет такое понятие, как «антисистема». Под ним понимается некий объект/группа объектов, которые в той или иной форме противодействуют изучаемой нами системе. Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом мешают ему.

(слайд 7)

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

3. Выявление составляющих объекта.

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

(слайд 8)

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Система. Кошка.

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

(слайд 9)

Или другой пример:

• Система. Спелый помидор.

• Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.

• Надсистема. Растения. Овощи.

• Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.

• Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.

• Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.

• Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

(слайд 10)

Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.

А ведь применять ее можно где угодно! Умываетесь? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из крана? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

В итоге, у малышей:

• Формируется своя точка зрения на различные вещи.

• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

• Появляется смелость общения.

(слайд 11)

Но это не только для детей.

В зависимости от сложности рассматриваемой системы и того, насколько глубоко вы копаетесь в различных аспектах системного оператора, методика может быстро превратиться из забавного развлечения для дошколят в серьезный аналитический процесс для взрослых. Здесь все будет зависеть исключительно от ваших потребностей. Тема и объект могут быть абсолютно любыми:

• бизнес;

• экономика;

• политика;

• менеджмент;

• реклама;

• инновационные разработки;

• производственная сфера;

• социокультурное окружение;

• философия и т. д.

(слайд 12)

Чтобы понять, как работает данный прием, возьмите некую среднюю по сложности (в вашем понимании, конечно) тематику и попробуйте прогнать ее по таблице системного оператора. Например:

• Мои ссоры с мужем

• Увлечение дочери рисованием.

• Склонность сына к режиму дня «совы».

Благодаря системному мышлению, вы сможете понять, с чего все началось, что вы имеете на сегодня и чего вам потенциально можно ожидать в будущем. Вы поймете истинную суть вещей и сможете, при необходимости, внести в них коррективы. Так сказать, пока не поздно.

(слайд 13)

Книжки в помощь

Теория решения изобретательских задач не самая простая штука в мире. И если ее понять или применить неправильно (а это, к сожалению, случается очень часто, то результата своих усилий вы не увидите, либо они будут слишком незначительными. Чтобы это избежать я вам рекомендую взять в помощь проверенные временем и ответственными организациями обучающие книги, которые не позволят вам сбиться с пути.

Для детей можно посоветовать серию книг «Новейшие приключения колобка»,книга Анатолия Гина «Сказки-изобреталки от кота Потряскина», в которых им будет предложена масса занимательнейших задачек-приключений на разные темы. Ребята играючи научатся мыслить системно и творчески.

А взрослым я предлагаю обратить внимание на книгу Юрия Саламатова «Как стать изобретателем» и разработанный им специальный тренинг по ТРИЗ. Обе работы автора отлично подойдут как для студентов, так и для практикующих специалистов, стремящихся повысить свою продуктивность и профессионализм.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

«Кейс — технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование» В своей работе использую разные технологии и пришла к выводу, что одним из самых эффективных являются кейс – технологии, которые способствуют.

Использование технологии ТРИЗ в модели «Инклюзивный детский сад» В настоящее время, в условиях модернизации российского образования, особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий.

Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками Личностно – ориентированные технологии в работе с дошкольниками. В настоящее время многие молодые родители заняты своей карьерой или расширением.

Малые жанры народного творчества в работе со старшими дошкольниками. Бесспорно, что ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется так ярко мудрость народа, не отражается так ясно его история,.

Нетрадиционная техника рисования «пуантилизм» в работе со старшими дошкольникамиНетрадиционная техника рисования «пуантилизм» в работе со старшими дошкольниками Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В группе у меня много мальчиков, все дети шустрые, подвижные, шумные. Вот и решила я переключить.

Перспективный план образовательной работы со старшими дошкольниками на основе реализации технологии культурных практик .

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Проектный метод в работе со старшими дошкольниками Из опыта работы воспитателя ГБДОУ 93 Крупновой М. В. Федеральные государственные стандарты предъявляют новые требования к формам получения.

Синквейн в работе с дошкольниками. Образовательные технологии СИНКВЕЙН- это один из методов новой образовательной технологии (развитие критического мышления через чтение и письмо). Сегодня очень важно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ «Системный оператор» в работе со старшими дошкольниками
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 11:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД