МААМ-картинки

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей

Ольга Шлекис
Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Суть деятельностного подхода заключается в том, что мы не просто объясняем новое знание, а создаем условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя – это основа ФГОС дошкольного образования.

В чём отличие традиционного процесса обучения, к которому мы привыкли, и деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС:

Используя традиционный процесс обучения, мы давали детям знания в готовом виде и они должны были запомнить это как истину в последней инстанции.

При деятельностном же подходе мы создаём в образовательной деятельности проблемную ситуацию и даём ребёнку возможность самому разрешать её.

Публикация «Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей» размещена в разделах

Этому подходу, кроме проектной работы, соответствует и работа с использованием ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В речевом развитии наших детей существует много проблем:

Недостаточный словарный запас

Односложная речь

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение

Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

Трудности в развитии монологической речи : в составлении описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, в пересказе текста.

Есть проблемы и звукопроизношения. В большинстве своём отсутствует навык выразительности речи.

Поэтому очень важно работать над проблемой развития речи.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить нестандартно.

При использовании этого метода мы не даём готовые ответы, не раскрываем перед детьми истину, а учим её находить.

Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, спросить его, что он сам об этом думает, порассуждать с ним и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.

Классический пример:

У всех детей в детском саду одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Подходя к этому вопросу классически, как привычно для нас, мы что делаем: даём каждому по индивидуальной наклейке, клеим на свою чашку и просим детей повторить это действие.

ТРИЗ в этом случае будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако при этом решение ребёнка будет его личным и осмысленным решением.

Для ТРИЗа в детском саду не надо специально искать время - это вопрос мышления и подхода к детям.

Например, если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:

как помочь бычку не упасть? :

Пусть он остановится.

Но ему нужно идти дальше, что делать?

Подложить другую досточку и так далее.

Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

При использовании ТРИЗ мы соблюдаем определё нные правила:

Ну, во-первых - не давим на ребёнка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно".

Выслушиваем каждого желающего.

Даём только положительные оценки, они раскрепощают ребёнка!

Не навязываем своего мнения.

Учим детей возражать взрослым и друг другу, но возражать не просто так, а аргументированно, предлагая что–то взамен или доказывая.

То-есть, ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения.

ТРИЗ-технология не заменяет программу, она делает её выполнение более эффективным.

Игры с использованием ТРИЗ-технологии :

1. Игра “Угадай, что я загадала”

Например: загадываем любое слово и просим детей отгадать, какое же слово мы загадали. Учим детей в определё нной последовательности задавать вопросы: (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? И т. д.)

Воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное. Поэтому эту игру ещё можно назвать «Да-нетки».

2. Игра «Цепочка»

Первый ребёнок называет объект – абсолютно любое слово, второй – свойство этого объекта, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т. д.

Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. Последнее слово сладкая. 3. Сладким бывает сахар. Последнее слово сахар. 4. Сахар белый. Последнее слово белый. 5. Белым бывает снег и т. д.

3. «Что-то – часть чего- то»

Разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открываем один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открываем следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

4. Игра «Хорошо – плохо»

В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Вся работа построена на противоречиях.

Возьмём, например, самое простое слово «дождь».

Выясняем с детьми положительные стороны:

Дождь-это хорошо-почему? - Лягушкам весело. Всё растёт. Дождь всё чистит, моет. Наступает весна. Хорошо бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Красивая радуга. Ручьи бегут.

А что плохо? : Костёр не развести. Влажность большая. Плохо видно. Можно простудиться. Нельзя гулять. Грязь. Наводнение.

Или:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

Есть и другой вариант этой игры – вопросы идут по цепочке:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил и т. д.

5. Существует и серия игр на нахождение внешних и внутренних ресурсов.

Например “Помоги Золушке”

Предлагаем ситуацию: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги.

Вопрос, обращё нный к детям: Чем Золушке раскатать тесто (надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно раскатать пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать) и т. д.

Ещё одна игра «Растеряши» : Мы сначала рассказываем детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают. А затем спрашиваем: кто хочет помочь им?

Сначала роль ведущего мы брали на себя» : Я потеряла (называю какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть?

Дети начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное, можно новую сделать из дерева и т. д.

А дальше они могут уже сами исполнять роль Растеряши. А тот, кто предложит лучшую альтернативу потерянному предмету, тот и становится ведущим. Таким образом, в игре могут поучаствовать все дети.

Игра «Фантазия»

Ставим перед детьми проблемную ситуацию - представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?

(Липучками, кнопками, крючками, замками, магнитиками, прищепками и т. д.).

Исчезли все учебники. Откуда получать знания?

Варианты, которые предлагали дети:

(Можно узнавать новое из Интернета, из телевизора, спрашивать у учителей, у других взрослых, у братьев и сестёр, которые учатся в школе, узнавать из книг, из энциклопедий.)

Или предлагаем ситуацию: Что будет, если.

Снег не растает? (всегда будет холод, всегда надо будет тепло одеваться, никогда не расцветут цветы, трава, не будет насекомых, птицы будут погибать, если мы не будем их кормить, животные не смогут сделать запасы на зиму и будут тоже погибать, жизнь на земле остановится).

Вариант другой: А если cолнце не зайдет за горизонт? – Тогда ночи не будет, у нас не будет сил, потому что мы не сможем спать. Мы никогда не увидим красивых звёзд на небе, не сможем загадать желание, не сможем поиграть в снежки. Могут быть солнечные удары, вода в реке может сильно нагреваться и нельзя будет купаться. Медведь не сможет уйти в спячку. Постоянно будет хотеться покупать много мороженого, а это плохо – может заболеть горло.

6. Далее мы предлагаем игры с противоречиями, которые дети решают с помощью алгоритма.

Вот один пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Сначала выяснили с детьми:

Какая же проблема возникнет у нового зайца? (На черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу).

Затем стали думать:

Как же помочь новому зайцу выжить?”

Варианты помощи: Теперь ему только под землей надо жить.. .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля.. . А гулять ему теперь надо только ночью.. .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его и т. д.

7. Мы учим разрешать противоречия и использовав работу со сказками.

Например: Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Предположим, взяли сказку “Гуси – лебеди”. Предложили новую ситуацию: на пути девочки встречается, например, серый волк.

Когда мы играли, дети предлагали много разных вариантов при условии – не повторяться:

Волк просил и погладить его, и дать ему кусочек хлебушка, и сказать - куда побежал заяц, по какой тропинке пошла Красная Шапочка, и вычесать ему блох, и показать, где можно напиться воды ну и т. д.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Или такая игра: Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой, трудных обстоятельств.

Например, “Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Здесь может быть 2 варианта:

1-ый вариант: изменить характер героев: старая сказка «Крошечка-хаврошечка» - сказка по-новому «Хаврошечка злая и ленивая»,

«Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»

Можно предложить и такой вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д. ; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.

9. Метод ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - детям предлагается назвать три любых объекта.

Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем изменять, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.

Например, берём слово- Фонарик.

3 каких-то случайных объекта – предположим, - Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки этих объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания относительно фонарика: Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

10. Можно ещё использовать и МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы :

-Как спасти колобка от лисы?

-Как выгнать лису из зайкиной избушки?

-На чем рисовать, если нет бумаги и т. д. ?

Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации, всегда можно найти выход.

Таким образом:

Использование ТРИЗ-технологии в процессе развития речи дает несомненные преимущества:

- у детей активизируется познавательная и мыслительная деятельность;

- обогащается словарный запас.

Публикации по теме:

Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направленo на умственное развитие.

Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников» Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна, Воспитатель, высшая категория Содержание Пояснительная записка 1. Теоретическое обоснование.

Использовании проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги.

Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка) Хорошая.

Использование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи во второй младшей группеИспользование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи во второй младшей группе слайд Использование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи во второй младшей группе Выполнили: воспитатель Дорофеева М. М воспитатель.

Презентация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» Представлю вашему вниманию презентацию на тему: «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» 2 СЛАЙД В окно смотрели двое. Один увидел.

Роль декоративно-прикладного искусства в познавательно-речевом развитии детей. Коллективная поделка «Зимняя сказка»Роль декоративно-прикладного искусства в познавательно-речевом развитии детей. Коллективная поделка «Зимняя сказка» «Зимняя сказка» «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Добрый день коллеги! Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В начале,.

Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зеленой вязь И небо голубое. В окно смотрели двое. Одним из основных показателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 11:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шлекис (УИ 1458544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД