Светлана Фаткина
Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш
входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими
людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь
формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего
дошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем –
со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения,
эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Публикация «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на
формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся
хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается
количество детей с ЗРР.
Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного
образования, можно сформулировать следующим образом : речевая
активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности
речевых средств, бедность диалогической и монологической речи.
Цели :
- развитие ассоциативного мышления ;
- зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания;
- воспитания интереса и внимания к родному языку.
Задачи :
-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с
помощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по
- развивать у детей психические процессы : память, внимание,
воображение;
-развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,
умение выделять существенные признаки;
-развивать мелкую моторику рук.
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим
строем родного языка тормозит процесс развития связной речи.
Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью,
последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельное
высказывание по памяти, все виды творческого рассказывания,
заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционных
методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые
пути решения формирования связной речи, найти инновационные
методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.
Одной из таких методик является — мнемотехника.
Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая
информация и основываются на педагогическом принципе от простого
к сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предмет
или явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создают
собственные творения, развивают свою фантазию и речь.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.
Они способствуют развитию наглядно -образногомышления,
образованию искусственных ассоциаций. Почти любое стихотворение
можно зарисовать. Выделяя главные смысловые звенья содержания
стихотворения, графически или частично графическим изображаем
персонажей, явления, действия используя картинки или символы.
Опора на визуальный образ помогает при воспроизведении текста и
превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время запоминания.
Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранному
стихотворению не требует много времени.
Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так,
чтобы нарисованное было понятно детям.
Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призвано
заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и
укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть. Однако
помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным
мнемотехника справляется замечательно.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается
достичь улучшения следующих показателей :
1. У детей интенсивнее идёт развитие слуховой и зрительной памяти,
слухового и зрительного внимания;
2. Увеличивается круг знаний об окружающем мире;
3. Словарный запас выходит на более высокий уровень.
Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или
пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит
подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем
умственных способностей ребенка и готовности его к школьному
обучению.
Особо хочется подчеркнуть, что мнемотехника является одной из
здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не
только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и
процессы памяти, создавая условия для прочного и осмысленного
запоминания.