Ирина Хурсулова
Опыт работы «Использование виммельбуха в работе педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Виммельбуха в работе педагогов МДОУ «Детский сад №4»
(из опыта работы)
Хурсулова Ирина Александровна – методист ДОУ,
руководитель инновационной площадки
«Библио-лаб для дошколят»
Публикация «Опыт работы „Использование виммельбуха в работе педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Предыстория: в ноябре 2021 г. в МДОУ «Детский сад №4» была организована городская научно-методическая лаборатория «Библио-лаб для дошколят», целью которой стало повышения доступности и качества образования детей дошкольного возраста. Одна из задач: «Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с модельной библиотекой» осуществлялась в форме организации образовательной деятельности с детьми работниками библиотеки. В 2023 году научно-методическая лаборатория была реорганизована в инновационную площадку и её основным направлением деятельности стало совершенствование методов работы и накопление методического материала. На данный момент в нашей методической копилке – есть конспекты и презентации ко всем занятиям, подборки физминуток и различных игр.
Но … наш коллектив – творческий, и всегда рад перенять интересный опыт работы и научиться новому. И этим «новым», инновационным стало для нас использование технологии «Виммельбух».
Отвечая на вопрос «почему именно Виммельбух?», можно с уверенностью ответить, что благодаря своей особенности именно этот книжный жанр позволяет увлечь любого современного ребенка-дошкольника. Эта книга, для чтения которой не нужно знать буквы и уметь читать слова; книга, которую ребенок - дошкольник «читает» по картинкам.
Ведущая идея – превращение художественного жанра в образовательную технологию, которая будет интересна, достаточно проста, универсальна и результативна удачно «вписалась» в нашу инновационную площадку «Библио-лаб для дошколят». Ведь она создаёт для ребёнка предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе.
Как мы работаем по этой технологии?
Создаём или используем уже готовые книги-картинки и подбираем методы и приемы работы с ней, используя классические подходы или разрабатываем свои, авторские ( например: вопросы и задания).
Где используем?
Для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:
- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения);
-формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;
- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;
- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
- умение формировать свое отношение к увиденному.
Итак, перед нами книга с картинками и без текста, как же ее «читать» детям? Как правильно работать с такой книгой?
Главное условие – полная свобода творчества! Варианты использования книг с картинками ограничиваются лишь Вашей фантазией. Рассказчиком сначала выступает воспитатель, постепенно вовлекая ребенка в свой рассказ умело поставленными вопросами. Виммельбух ценен тем, что картинка не статична, она в динамике, и в динамике каждый персонаж, и окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать и придумывать, что произойдет за пределами страницы книги. Заинтересовавшись, ребёнок будет с большим удовольствием сочинять истории, становиться исследователем и первооткрывателем своего собственного мира.
Этапы работы с книгой :
1. Сначала рассматриваем книгу, а потом постепенно начинает вовлекать в ее мир ребенка. От 1-2,5 лет наша задача показать ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы. Начать можно с самой известной и при этом одной из любимых серий Виммельбухов – серия «Городок» французского автора Ротраут Сузанна Бернер, издательство «Самокат», «Большая книга картинок и слов». В эту серию входят «Зимняя книга», «Весенняя книга», «Летняя книга», «Осенняя книга», «Ночная книга». Каждое животное, предмет называем, рассказываем про цвет, размер, форму. Объясняем, что делает животное, персонаж и т. д. С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, а затем переходить следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев.
2. Увеличиваем объем информации к 4 годам. В этом возрасте ребенок уже способен воспринимать большое количество информации, концентрация внимания увеличивается. Вы можете составлять более объёмные истории или вспоминать и находить героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируя память и внимание.
• Присмотритесь к мелким деталям. Они позволяют придумать новые сюжетные ходы для вашей истории.
• Приступайте к обучению счету (и числительным) и предложите малышу узнать сколько на картинке обезьянок или бегемотов.
• Спросите сколько будет в вольере птиц, если посадить туда двух попугаев и двух пеликанов? Или поразмышляйте вместе, как поделить одну рыбку на двух голодных пингвинов.
• Можно активно поработать с автоматизацией звуков. Например, найти все рычащие слова, или слова в которых слышно шипение. Или начать изучать буквы: «Что начинается на букву А?». Животные и транспорт любимые темы, но в виммельбухе всегда можно найти что-то не очень знакомое – именно так и расширяется словарный запас.
• Хорошо поработать с приемом : «Что видишь на картинке?» И ребенок перечисляет все, что попадает под фокус его глаз.
• Найди и назови предмет по инструкции: «Он находится в верхнем левом углу страницы…»
В этом возрасте очень важно приобрести умение устанавливать причинно-следственные связи и развивать эмоциональную сферу.
3. Одним из важных аспектов готовности ребенка к школе, является способность составлять рассказ по картинке. (5-7 лет). Мотивируйте ребенка к созданию собственной истории.
• Придумайте ей название и запишите.
• Обращайте внимание, чем интересуется ребенок и о чем фантазирует.
• Помогайте развивать словарный запас, подсказывая синонимы.
• По ходу рассматривания задаем вопросы: «Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого?»
• Интересуемся чувствами и эмоциями героя или персонажа.
• Сочиняем небольшую историю сами, а потом, придумав начало истории, просим ребенка продолжить вашу историю с опорой на виммельбух.
• Сочиняем историю о герои, которого выберет ребенок.
• Сравниваем картинки с тем, что окружает ребенка: дом, детский сад, аптека – ищем похожие предметы.
• Рассмотрев картинку закрываем ее и просим ребенка вспомнить, что же было на ней изображено.
На страницах виммельбухов много персонажей и предметов – это существительные, они что-то делают – это глаголы, они имеют цвет, форму и качества, настроения – это прилагательные. Соответственно, это помогает ребёнку выстроить предложение правильно с точки зрения логики и порядка слов
Несколько «универсальных» советов по организации работы с Виммельбухом :
-листать и спонтанно описывать увиденное
- отыскивать на одной странице или во всей книге предметы, конкретных героев или детали (принцип «найди и покажи» со временем можно на скорость)
- находить и называть знакомые или заданные предметы
-описывать предмет, героя или событие
-следить за одним героем или сюжетной линией на протяжении всей книги
- составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
-находить и проговаривать разные эмоции и настроения персонажей, характеры персонажей
-находить представителей различных профессий
-выделять семьи и называть всех членов семьи, кто кем кому приходится
-выполнять задания на счет, цвет, форму, звуки, буквы и др.
-выполнять задания на память ( например: закрыть разворот после рассматривания и предложить назвать то, что там было изображено)
-сравнивать и проводить аналоги с таким же предметом или событием в реальной жизни ребенка
-выполнять задания на время (используя песочные часы) или скорость (кто быстрее)
-выбирать персонажей и описывать их, как загадку другим.
Хочу привести Вам пример варианты вопросов и заданий по виммельбуху «Увлекательные истории Саши и Маши», разработанные нашим творческим коллективом.
В городе
1. Где происходят события, изображенные на картине?
2. Какое время года изображено? По каким признакам вы определили, что это лето?
3. Что вы видите на переднем плане, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу картины?
4. Сколько этажей в доме слева?
5. Как называется верхняя часть дома под самой крышей?
6. Как называется у дома выступающая площадка с перилами?
7. Сколько птиц летает над этим домом?
8. Какие дорожные знаки вы видите на улицах города? Назовите их.
9. Для чего предназначен светофор? О чем говорят его сигналы?
10. Расскажи, как надо переходить улицу, если на переходе нет светофора?
11. Все ли дети соблюдают правила дорожного движения?
12. Найди и покажи тех, кто нарушил правила дорожного движения.
13. Какое правило нарушил мальчик, который едет на велосипеде? На скейтборде?
14. Какие правила дорожного движения нарушил мальчик, перебегающий дорогу?
15. У кого из людей на картине грустное настроение? Какое событие это вызвало?
16. В какую игру играют дети возле клумбы? Почему вы так решили?
17. Кого встретил Саша и что он делает?
18. Чем занята Маша?
19. Где и с какими животными гуляют дети?
20. Почему собак выгуливают на повадке?
21. Почему кошка без поводка? Как вы думаете, она бездомная или домашняя?
22. Можно ли гладить (подходить) бездомных животных? Почему?
23. Найдите семьи, которые изображены на картине. Назовите членов семьи и расскажите, что они делают.
24. Составьте рассказ о детях, которые изображены в правом нижнем углу картины.
25. Кто из героев вам больше всех понравился и почему?
26. Найдите на картинке себя и расскажите: кто ты и что ты делаешь (ассоциации).
Рефлексия:
Закройте глаза на минуту и представьте, что вы попали в эту картину.
Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами.
Что вы слышите? (смех и крики детей, гудки автомобиля, шум, лай собак ….)