Папки-передвижки

Использование элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста

Валентина Шеина
Использование элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Публикация «Использование элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора, речевым слуховым.

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Помочь ребенку в становлении и развитии речи может такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логоритмика.

Что такое логоритмика?

Это форма активной терапии, в которой формирование звукопроизношения идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и движением.

несмотря на всю значимость логоритмических игр и упражнений, а так же анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что логоритмические игры и упражнения в основном широко включаются и применяется в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений.

Но, на сегодняшний день недостаточно имеющихся методик и их включения их в программу обучения и воспитания, в частности в разделе «Формирование звуковой культуры речи»

Этим и обусловлен выбор моей методической разработки

Формы организации воспитательно -образовательного процесса

Одним из условий эффективного воздействия на речь воспитанников является учет данных, полученных в ходе диагностики речевого развития детей. Это позволяет мне осуществить дифференцированный подход к детям, имеющим разный уровень развития речи, оптимизировав тем самым выбор форм, методов и средств педагогического процесса.

Полноценное формирование у детей звуковой культуры речи организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на специально организованных познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Цель: Улучшение речи, ее звуковой стороны, дикции, эмоциональной окрашенности через развитие слухового внимания путём развития двигательной сферы.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух

2. Развивать артикуляционный аппарат

3. Воспитывать умение детей регулировать силу голоса

4. Формировать правильное звукопроизношение

5. Развивать хорошую дикцию

6. Воспитывать интонационную выразительность речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра

7. Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать речь с движением.

Интегративная деятельность по формированию звуковой культуре речи с использованием элементов логоритмики, на этом я делаю акцент, построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребенка младшего дошкольного возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь) это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Основным принципом построения НОД является тесная связь слова, движения. НОД имеет следующую структуру:

1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата, и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.

2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием. Если возможно, педагог связывает звук с конкретным образом (жук – з-з, ж-ж).

3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта заданий.

4. Звук помещается в слог. Дети выполняют задания на различение звукоподражаний, высоты и силы голоса, темпа дыхания.

5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи : читает рассказы, стихи, игры, где используемый звук встречается.

И отвечает основным требованиям проведения:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

— эмоциональность;

— создание единых игровых ситуаций.

Деятельность по формированию звукопроизношения включает следующие элементы логоритмики :

– комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

В каждый из структурных компонентов НОД я старалась вводить элементы логоритмики. Структура НОД не может включать все перечисленные элементы и определятся в зависимости от темы.

1-й вид работы - уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель дают игровые упражнения для развития иди уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков.

Например, для развития артикуляционного аппарата, его гибкости, подвижности мною были использованы такие упражнения для гласного звука «У» выполняем упражнение «Слон» - вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Или логоритмическая игра «Дудочка-дуда»

Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.

2-й вид работы - уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков.

Например, при отработке звука «У» упражнение ««Послушай и повтори» – на развитие голоса. «Воет волк» – произносим звук У сердито и громко; «воет ветер» – тихо и медленно; «ухает филин» – низким голосом; «едет поезд» - медленно, долго, низким голосом.

3-й вид работы - воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

Воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры, способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.

Или игровое упражнение «Повстречались». Я читаю стихотворение, а дети соединяя пальцы левой и правой руки, дополняют фразу звукоподражанием голосам животных. Например:

Или упражнение «Лес» на выработку правильного произношения звука «С»

Дается интонационная опора для исполнения чистоговорки. Дети проговаривают на одном звуке :

Са-а-а —в лесу бегает лиса. Дети изображают лису, используя мягкие движения рук.

Со-о-о — еж свернулся в колесо. Изображают ежа, делают руками «моталочку».

4-й вид работы - воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

Воспитатель дает специально подобранный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Он следит за правильным употреблением данного звука на перечисленном материале. Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной выразительностью речи

Такое построение НОД позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Для обогащения предметно-развивающей среды внесла логопедические игры, большое зеркало, игры для дыхательных упражнений. А так же игры для развития мелкой моторики: застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, венков из цветов. Разместила в группе альбомы с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений; а так же внесла разнообразные атрибуты для различных игр для самостоятельной деятельности детей.

Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье использую выступления на родительских собраниях: "Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия", "Игры и упражнения для формирования просодической стороны речи", и т. д., дают возможность родителям активно пообщаться, задать любые интересующие их вопросы.

Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: "Почему малыш не говорит?", "Что происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой?", информационные стенды : "Играя, лечим", "Тра-ля-ля для язычка" и т. д., консультациями на темы: "Развитие речевого дыхания","Как разговорить молчуна?"и др.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 октября 2013 в 20:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шеина (УИ 148786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД