Уразовская Варвара
Использование элементов методики Марии Монтессори в работе с детьми раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов методики Марии Монтессори в работе с детьми раннего дошкольного возраста
В настоящее время раннее развитие детей становится всё более популярным. Каждый ребёнок – это личность с самого момента рождения. Стремление к самосовершенствованию и любовь к труду детям заложено природой. На самом деле воспитатели должны просто помочь раскрыться врождённому потенциалу ребёнка. Поэтому наша роль совсем не в обучении, а в правильном управлении самостоятельной деятельностью ребенка. А для этого в своей работе мы применяем методику Марии Монтессори. Мы взяли и попробовали удовлетворить природный интерес малышей безопасными способами. Для этого в нашей группе создали свою маленькую Монтесори-среду, то есть место, где ребенку доступны Монтессори-материалы. Что же это за материалы? Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении. Нам нет нужды покупать дорогостоящие материалы. Для ребенка раннего дошкольного возраста вполне подойдут игры, которые основаны на принципах Монтессори-педагогики и легко применяются в условиях детского сада. Основными принципами методики Марии Монтессори являются обучение в игровой форме и самостоятельное выполнение упражнений. В ее основу положен индивидуальный подход к ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает материал и продолжительность занятия, то есть развивается в индивидуальном ритме. Методика Монтессори способствует развитию внимания, творческого и логического мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Кроме того, данная методика особое внимание уделяет коллективным играм и заданиям, что положительно влияет на развитие навыков общения, а также освоению бытовой деятельности, что влияет на развитие самостоятельности. Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что: - почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх - дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»! Подражая воспитателю, малыш с удовольствием играет с «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки. В этой статье я поделилась с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей раннего дошкольного возраста. В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности. При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает. Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб. Применяя в своей работе методику Монтессори ребёнок получает навыки с наименьшими затратами времени и энергии. Одевание, застегивание пуговиц, шнуровка, перенесение вещей и другие умения подобного рода представляют трудности для детей раннего возраста. Чем ловчее детские пальчики, тем быстрее ребёнок начинает говорить. Именно поэтому много игр Марии Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.
Публикация «Использование элементов методики Марии Монтессори в работе с детьми раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Переливания:
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан.
Из ведра в ведро. Чем шустрее ваш малыш, тем больше должен быть объем воды, с которым он играет. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит малыш.
Переливание через воронку. Здесь вам понадобятся 2 емкости с узким горлышком, например, бутылки. Из одной бутылки малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется, и операция повторяется.
Вылавливание шариков. Набросайте в ведро шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Малыши обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в мисочку.
Игры с крупами:
Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.
Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку, раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами. Чем раньше вы правильно вложите ложку в ручку малыша, тем меньше проблем у вас будет с переучиванием в 4 или 5 лет. Как только потянулся сам кушать – тут же и вкладывайте ложку, и сразу – правильно.
Пересыпание крупы в воронку. По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе – это как зернышки сыпется на дно бутылки с легким шумом. Малыш готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.
Искать игрушки в миске с фасолью. Насыпьте в большую миску много фасоли (или пшена, чечевицы, но, если малыш рассыплет, их убирать сложнее). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из «Киндер-сюрприза». Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. А для нас с вами – это еще и повод заняться развитием речи. «Покажи, что ты нашел? А что это?» Хотите, чтобы малыш поскорее выучил названия животных? Закопайте в фасоль фигурки домашних или диких животных. Если кроха совсем маленький – полезно расширить его пассивный словарь: «Достань мне собаку (жирафа, медведя.)» Так малыш учится находить предмет по названному слову.
Сортировка круп. Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую – чечевицу, а в третью – дробленый горох. Вместо кучек можно использовать блюдца, чтобы крупинки не рассыпались по столу. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка – это простейшая мыслительная операция.
Рисование на манке. Насыпьте на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок – слегка встряхните поднос и рисуйте снова.
Игры с бусинами. Вам наверняка не раз попадались в продаже наборы очень красивых цветных бусин разной формы. Приобретите их – и новый материал для работы готов. Сортировка. Можно раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывание на нитку. Здесь подойдут бусины с большим отверстием. Накладывание бусин в емкости с узким горлышком. Это можно делать пальчиками, а можно и пинцетом, для ребят постарше. Можно выкладывать из бусин разные узоры или пришивать их к ткани. Покажите своему 3-х летнему карапузу иголку с ниткой, дайте попробовать пришить тряпочку к тряпочке под вашим присмотром.
Прищепки. Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье, пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента. Пусть малыш продемонстрирует свои творческие способности.
Как видите, развивать ребёнка с помощью игры совсем не трудно! Ребенок умеет выполнять правила – и быть свободным, уверенным в себе; выстраивать отношения с людьми – и прислушиваться к самому себе; сосредоточенно работать – и получать от этого удовольствие. А самое главное –он умеет жить в этом мире.