Папки-передвижки

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы.

татьяна викторовна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы.

Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоретете общечеловеских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим актуален вопрос о внедрении в практику работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, способствуют его укреплению.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы,» размещена в разделах

По В. А. Деркунской, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольников. Их задачи:

- формировать осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

- накапливать знания о здоровье;

- развивать умения оберегать, поддерживать и сохранять его;

- формировать валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Это технологии личностно - ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Эффективность положительного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей.

Тенденция к ухудшению речи дошкольников, снижение уровня коммуникативных умений и навыков определяют необходимость повышения знаний о важности коррекционно - развивающей работы и развития речи детей.

Кроме того, у детей с нарушениями речи, как правило, ослаблено и общее физическое здоровье : у некоторых дошкольников есть хронические заболевания, снижен иммунитет. Из практики следует, что число детей с 3 группой здоровья увеличивается год от года: в этом учебном году в логопедическую группу зачислены 14 детей, из них с 1 группой здоровья - 3 ребёнка, со 2 группой здоровья - 10 детей, с 3 группой здоровья - 1 ребёнок.

Попадая в логопедическую группу, ребёнок вынужден «трудиться» значительно больше, чем в обычной группе детского сада, поскольку должен не только усвоить знания и умения, предусмотренные программой, но и приложить усилия для преодоления своих речевых дефектов. И конечно, при такой нагрузке и ослабленном здоровье он испытывает коллосальные трудности. И задача педагогов - исправить речевой дефект, но при этом важно, чтобы ребёнок не переутомлялся.

Только комплексное воздействие на дошкольника даст положительную динамику речевого развития. Использование методов и приёмов коррекционной работы по преодолению нарушений речи способствуют не только исправлению дефектов речи, но и формированию определённых психических процессов. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты.

Непосредственно образовательную деятельность мы проводим в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя (слушают, рассматривают удалённые предметы, а часть - сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Поначалу дети могут стоять не более 3 - 5 минут. Затем они могут проводить стоя до половины занятия.

Особое место в коррекционной работе занимает гимнастика для глаз, способствующая снятию их статического напряжения, улучшению кровообращения.

Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем схемы зрительных траекторий. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, и детям предлагаем найти глазами какую - либо игрушку или фигуру, затем «пробежать» глазами по кругу в обратную сторону, затем снизу вверз, сверху вниз.

В процессе зрительно - пространственной активности детям предлагаем найти зрительный материал в пространстве группы.

Также проводим дыхательную гимнастику. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию.

У дошкольников с речевыми нарушениями, прежде всего необходимо развивать объём лёгких, грудобрюшной тип дыхания, что в дальнейшем позволяет перейти к развитию такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

В играх и упражнениях на развитие дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. Закрепление правильного речевого дыхания синхронизируется с движениями глаз, пальцев рук.

Обязательно во время НОД необходимо проводить физкультминутки, тесно связанные с темой НОД, основные их задачи - снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

При проведении физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей развивается мышечная деятельность, коррегируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место в работе с детьми логопедической группы. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук - важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка, способствующий улучшению артикулляционных движений, подготовке кисти руки к письму, и, что не менее важно, мощное средство, повышающее работоспособность коры головного мозга, развивающее мышление ребёнка. Пальчиковые игры подобраны по темам и проводятся во всех видах НОД.

Кроме этого в свободное время мы с детьми занимаемся лепкой, оригами, освоили технику торцевания - эти виды творчества способствуют развитию мелкой моторики.

«До пяти лет ребёнок - строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляющей материал для формирования практических умений, развития сенсорики и моторики. Причём частью такого материала могут быть повседневные домашние предметы.

С детьми нашей группы мы проводим сопряжённую гимнастику, когда дети одновременно произносят текст, делают артикулляционную и пальчиковую гимнастику.

На музыкальных занятиях под музыку проводятся комплексы упражнений на релаксацию, которые используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц.

Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно - логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствуют гармоничному развитию, активизируют психические процессы и формируют личность дошкольника.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Cеминар-практикум для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель. Кто, как не он, понимая.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми имеющими ОНР Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми первой младшей группы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия и использования.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» 1,2,3 слайды – Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы.
Опубликовано: 2 октября 2016 в 21:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД