Получи документы

Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников

Иванова Оксана
Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для старших дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А. Н. Леонтьев 1981 г.).

Публикация «Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников» размещена в разделах

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.).

Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольников.

Наглядное моделирование это :

Опорные картинки;

Схемы;

Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы;

Карточки-символы;

Реальные предметы и т. д.

Актуальность использования знаково-символической деятельности или наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в том, что:

- во-первых, для детей характерна утомляемость и быстрая потеря интереса к занятию. Использование данного метода вызывает активный интерес и помогает решить эту проблему.

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей и выделять главное, систематизировать полученные знания.

Предметные картинки;

Сюжетные картинки;

Серии сюжетных картинок.

Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, составления рассказа-описания, ознакомлению с окружающим, обучению грамоте и мн. др.

Мнемотехника. Мнемотаблицы. Схемы.

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

Развитие связной и диалогической речи.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии понимать и рассказывать сказки, рассказы, стихи и т. п.

Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки объекта.

Развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей. Их используют для :

обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах;

при заучивании стихов.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов. Они помогают детям выстраивать:

- план (строение) рассказа;

последовательность рассказа;

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁ Х ЭТАПОВ:

кодирование в образы; запоминание (соединение двух образов); пересказ информации с опорой на символы; пересказ информации с опорой на символы; воспроизведение мнемосхемы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что знаково-символическая деятельность или метод наглядного моделирования, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей рассказыванию, пересказыванию и заучиванию стихотворений.

Знаково-символическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей абстрактного мышления, ассоциативной памяти, что является немаловажным фактором и помощью при переходе детей из наглядно-образного мышления в словесно-логическое, которое характерно для детей младшего школьного возраста.

Данный метод поможет эффективнее осуществлять подготовку детей к школе, так как способствует развитию способностей к анализу и синтезу образов и графических символов, их раскодирования и воспроизведения через речь.

Развитая речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Организация и использование речевых уголков в формировании фонематических представлений у дошкольниковОрганизация и использование речевых уголков в формировании фонематических представлений у дошкольников «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Использование игр для развития логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14» Шатурского муниципального района Московской области Семинар-практикум.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений Использование игровой деятельности старших дошкольников как формы работы по формированию их нравственных представлений В последние годы.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи Использование знаково-графичесиких схем, как средство развития речи у детей с ОНР. Применение технологии знаково-графичесиких схем, в процессе.

Мастер-класс. Современные формы работы с детьми раннего возраста по формированию общих речевых навыков. Проблема развития речи остаётся одной из актуальных тем, так как общение является необходимым условием формирования личности, её сознания.

Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников»Опыт работы «Метод наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у старших дошкольников» К. Д. Ушинский:«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов.

Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность как средство социализации дошкольников Из опыта работы. Автор: Горбенок Ольга Александровна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «детский сад № 34» г. Владивосток.

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством речевых игр СЛАЙД №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников
Опубликовано: 20 мая 2017 в 18:51
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование знаково-символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Оксана (УИ 35058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД