надежда артамонова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка – это
важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.
И в Федеральном государственном образовательном станадарте, который вступил в силу с 1 сентябре 2013 года, одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Каждый педагог должен понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологичекой културы или культуры здоровья дошкольников, так же они направлены на решение самой главной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Начиная работать с детьми в этом направлении, я поставила перед собой такие задачи:
1. Содействовать сохранению здоровья каждого воспитанника группы.
2. Показать многогранную природу здоровья.
3. Сформировать у дошкольников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
4. Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
5. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.
Обогащать представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма я стараюсь в интересной наглядно-практической форме, при возможности в играх. В группе «появился» общий друг Здоровейка – веселая кукла, которая помогает детям осваивать знания, умения, навыки, необходимые для сохранения здоровья. В свободной игровой деятельности, главным образом,через подражание, осуществляется воспитание здорового образа жизни и формирование здоровья. Знакомлю детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека, чем отличаются люди друг от друга и что общего у разных на вид людей. Знакомлю детей с органами человека, почему так важно, чтобы они были здоровы и. т. д.
В изучении строения человека, его органах мне очень помогает пособие М. О. Лукьяновой «Моя первая книга о человеке», в которой есть такие темы, как: «Наши уши», «Кто охраняет наш глаз?», «Тяжелая работа легких», «Зачем нужна еда?» и другие. Эта книга содержит не только начальные сведения анатомии, но и много полезных советов о том, как правильно построить свой режим дня, как закалять свой организм, как оберегать его от опасных заболеваний.
В качестве учебного пособия по привитию культурно-гигиенических навыков использую «Уроки Мойдодыра» - одну из первых книжек из серии учебных изданий по валеологии, вышедшей под редакцией доктора медицинских наук, профессора В. В. Колобанова. Это пособие – первый разговор с ребенком об организме человека и основных правилах гигиенического поведения, помогает нашим детям задуматься о том, что все ли ты правильно делаешь, чтобы сберечь свое здоровье, потому что здоровье – это очень важно. С помощью таких занятий дети осознают: если человек болеет, он не может нормально учиться, работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Больных людей жаль. Но во многом здоровье зависит от самого человека. А чтобы быть здоровым очень важно соблюдать гигиену, которая заключается не только в мытье рук, а еще во многом другом. Как сберечь зрение, слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть – все это гигиена.
В нашей группе уже несколько лет заведена традиция: перед сном в спальне включаем спокойную музыку, читаем сказки, а после сна делаем точечный массаж, «гимнастику пробуждения», ходьбу по массажным коврикам, где также используем музыку. Музыка оказывает мощное положительное влияние на детей. Поэтому часто использую музыкотерапию. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети,преображаются, вслушиваются, успокаиваются. По утрам, в момент приема детей в детский сад, включаю записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Мажорные тональности поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке, пианино,уменьшает нервное возбуждение «Лунная соната» Бетховена, для расслабления используем произведения Вивальди,Брамса, Шуберта, а также звуки природы.
Большая работа ведется в группе по привитию культурно-гигиенических навыков. Дети стараются культурно есть, не торопиться, тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время приема пищи. В качестве поощрения используем переходящий флажок и на чей столик его ставить решает все тот же Здоровейка. После еды дети чистят зубы, либо прополаскивают рот и зубы от остатков пищи. Часто использую для этих целей не воду, а настой трав календулы, мелисы, подорожника и другие травы. Перед раковинами разместила картинки, схемы, как правильно, в какой последовательности надо чистить зубы. Перед тем, как использовать травы, провела опрос и беседу с родителями по поводу аллергических реакций, но у наших детей на эти травы аллергии нет. Поэтому для гиперактивных детей, которые очень трудно засыпают в сончас, в этом году я начала изготавливать аромаподушки с травами душицы, мелисы, валерьяны.
В работе по привитию культурно-гигиенических навыков использую художественное слово: это и чтение книг, таких как А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Федорино горе», «Айболит» и другие, это и разучивание пословиц и поговорок : «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть», «В здоровом теле – здоровый дух». Обыгрываем небольшие произведения, например, «Про девочку, которая плохо кушала», «Что стало с Мишей, который не любил чистить зубы» и другие сценки, отражающие здоровый образ жизни. Провожу различные тренинги, где дети сами стараются найти выход, решение из создавшейся опасной ситуации. Эту работу включаю в режимные моменты в течении всего дня, она ведется планомерно, отражается в календарном плане и в таких образовательных областях, как «Здоровье», «Безопасность», «Познание». Использую парциальную программу Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», а также разработки В. Н. Волчковой, где есть цикл занятий на тему: «Познай себя» («Слушай во все уши», «Витамины укрепляют организм», «Спорт – это здоровье» и другие).
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощенной атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребенка. Как научить ребенка прощать, решать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять друг другу? Как преодолеть застенчивость, поднять самооценку? Конечно, как и всему остальному – в игре. Для такой работы собрана картотека психологических игр и упражнений, в которой собраны такие игры, как «Секрет», «Мои хорошие качества», «Коробка переживаний» и другие релаксационные игры и упражнения.
В группе стараюсь обеспечить благоприятный психологический климат, провожу игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы. Это такие игры, как «Липучка», «Мой хороший попугай», «В тридевятом царстве» и другие, которые способствуют развитию чувства эмпатии, снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Большое значение придаю двигательной активности детей, стараюсь придерживаться модели двигательного режима в течении дня. Для успешного проведения подобной работы, необходимо иметь «под рукой» много соответствующего рабочего материала. В группе собрана фонотека музыкальных, подвижных игр, хороводов, создала альбомы, в которых собраны комплексы игр и упражнений:
-игры, которые лечат;
-гимнастика пробуждения;
-пальчиковая и дыхательная гимнастика;
-точечный массаж;
-гимнастика у-шу (самомассаж);
-звуковая дыхательная гимнастика.
Их использую в режиме дня, в непосредственной образовательной деятельности, в качестве физминуток, на прогулках, в любое свободное время.
В физкультурном уголке группы расположено много оборудования для занятий физическими упражнениями, это мячи, скакалки, дартс, баскетбол, мешочки и мишени для метания. Много нестандартного оборудования, например, «дорожки здоровья», «волшебные квадраты», коврики с различными массажерами для подошвы ног, всевозможные игры для развития мелкой моторики рук и другие пособия, приготовленные своими руками.
Состояние здоровья ребенка во многом зависит от типа его поведения, которое в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Среди родителей веду работу в этом направлении, в уголке для родителей отведена рубрика «Школа Айболита», где размещаю весь необходимый материал.
По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного телесного,душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Поэтому мы, педагоги, вносим свой посильный вклад в формирование духовно-нравственного, психического и физического здоровья подрастающего поколения.