Павел Захаров
Источник здоровья и успеха — это любовь к физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что важнейшая ценность для человека - это его здоровье, а двигательная активность и физическая культура являются одними из главных и эффективных способов его сохранения и укрепления.
Однако в настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдается снижение уровня здоровья. У детей снижается иммунитет, а так же все больше появляются различные функциональные отклонения и хронические заболевания. Поэтому многие специалисты дошкольного образования обеспокоены сложившейся ситуацией, и для решения этой проблемы стали разрабатывать все новые программы и методики физического воспитания.
Публикация «Источник здоровья и успеха — это любовь к физической культуре» размещена в разделах
Полки книжных магазинов завалены различными книжками, методичками по физической культуре для детей дошкольного возраста. В детских садах внедряются все новые программы физического воспитания, однако, несмотря на это и на утверждения многих специалистов о процентном повышении уровня физической подготовленности детей по сравнению с прошлыми годами, все же общий уровень здоровья детей снижается. Становится все более очевидно, что мало просто иметь разработанную программу и множество методичек по физическому воспитанию : все это не приносит желаемых результатов.
Главное, чтобы не только была под рукой готовая программа, но и чтобы ребенок вовлечен в физическую культуру. Чтобы ему нравилось заниматься физической культурой, и он не просто выполнял как «робот» за инструктором различные движения и упражнения на занятиях, но и осознавал, для чего служит каждое упражнение и какую роль оно несет.
А что нужно сделать, чтобы ребенок полюбил физическую культуру? Это очень сложный вопрос, который мы, педагоги, должны решить.
Я предлагаю несколько основных аспектов работы по физическому воспитанию, которые в полной мере помогут приобрести ребенку любовь к физической культуре и приобщить его к ней.
1. Активное участие детского сада в спортивном воспитании детей.
В детском саду должны регулярно проводиться занятия по физической культуре. Они должны иметь интересный, разнообразный и эмоционально окрашенный сюжет и содержание. Один русский педагог Петр Франц Лесгафт писал «Однообразная деятельность человека утомляет и убивает в нем всякую самостоятельность. Вся тайна в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развертываться и все делать самому». Если занятия по физической культуре будут не интересны и не разнообразны, то у ребенка не будет желания заниматься ими, он скорее устанет, начнет баловаться, ему будет не интересно.
Необходимо, чтобы на каждом занятии звучала цель занятия, и был прокомментирован инструктором смысл и роль каждого вида упражнения. Огромную роль несет и поощрение инструктором детей в виде небольших подарков за дисциплину, старание или за проявленный хороший результат. Поверьте, моему опыту, такие поощрения проходят на «ура», дети на занятиях очень стараются, чтобы получить эти подарки, а иной раз неделями с ними не расстаются. Также большую роль на занятиях играет сама личность инструктора, как он предстанет перед детьми, как он им преподнесет физическую культуру. Чтобы детям понравилась физическая культура нужно с душевной добротой и чуткостью относится к ним, постоянно одобрять и хвалить их. Конечно похвала и одобрения, должны носить разумный характер. Недопустимо, чтобы дети этим пользовались, необходимо с одной стороны предстать перед детьми строгим, требовательным инструктором, а с другой – добрым и отзывчивым человеком. Эти качества должны сочетаться вместе. Благородя этому у детей появятся не только интерес к занятиям, к упражнениям, но и свое воображение и фантазия. Он не будет являться «машиной», в которую бесконечно что – то загружают, а будет творческой личностью, в которой творческие способности помогут ребенку найти себя в тех или иных видах движений или упражнений, которые ему нравятся.
Также в детском саду должны проводиться различные спортивные праздники и развлечения, чтобы дети в полном объеме выражали свои эмоции, и демонстрировали свои способности, тем самым самоутверждались. А еще полезно, чтобы дети посещали различные спортивные мероприятия вне детского сада, и сами в них участвовали. Это создаст у детей хорошее настроение, положительные эмоции и впечатления, которые останутся на многие годы.
Второй аспект работы - это активное участие родителей в спортивном воспитании детей.
Практика многих лет показывает, что работа детского сада по спортивному воспитанию детей, без участия самих родителей становится мало эффективной. Поэтому деятельность детского сада и родителей должна быть совместной.
Родители не должны быть просто зрителями, смотреть со стороны как происходит физическое воспитание их детей в детском саду, а должны принимать в этой деятельности самое активное участие.
Так же родители должны регулярно вместе с детьми заниматься спортом, физической культурой. Например, зимой вместе ходить кататься на лыжах, а летом в какие-нибудь небольшие походы. Посещать вместе с детьми различные спортивные мероприятия, соревнования, участвовать в каких-нибудь любительских спортивных соревнованиях. Например, во всероссийских соревнованиях «Кросс наций», «Лыжня России» и в других. В подобных соревнованиях не требуется демонстрировать высокие скорости и результаты, главное в них - просто участие. Необходимо быть личным примером для ребенка, чтобы он тянулся за родителями.
Совместный просмотр спортивных передач и соревнований по телевизору послужит хорошей мотивации детей для занятий по физической культуре, а так же расширяют кругозор их о различных видах спорта и спортивных достижениях.
Нельзя упускать из внимания и совместное посещения музеев различных выдающихся спортсменов. Посмотреть на их завоеванные медали, кубки и грамоты. Ребенку все это будет интересно, он сам захочет стать таким же известным спортсменом и будет стремится к этому.
Немаловажная деталь в спортивном воспитании ребенка это спортивный уголок дома, чтобы ребенку в любое время можно было заняться спортом. Очень хорошо и продуктивно, если ребенок будет заниматься в спортивном уголке с папой или с мамой. Родители будут давать ребенку, какое-нибудь задание, а ребенок, под их контролем, будет с удовольствием выполнять различные упражнения, заданное родителями. Так у него появятся различные стимулы для занятий физической культурой.
Третий аспект работы - это активное участия самого государства в физическом и в спортивном воспитании детей.
Государство играет очень важную роль в спортивном воспитании детей, оно создает политику, направления, приоритеты и законы в этой области. Государство является главным источником финансирования для спортивного воспитания детей, а без регулярных денежных вложений в эту деятельность, почти ничего не сделаешь.
Оно должно финансировать проведение различных детских спортивных мероприятий и праздников, строить и создавать новые детские спортивные площадки, комплексы и базы, вводить льготы на посещения спортивных мероприятий и соревнований. Государство должно быть и контролирующим органом спортивной деятельностью детских садов, вводить необходимые коррективы в их работу.
В настоящее время наше государство ведет именно такую политику в отношении спорта: строятся новые спортивные площадки для детей, стадионы, спортивные комплексы и парки, где можно активно заниматься физической культурой. Ежегодно проводятся массовые спортивные соревнования, мероприятия, направленные на привлечение населения к спорту.
Вот такая совместная плодотворная работа всех трех аспектов - детского сада, родителей и самого государства, безусловно, сыграет большую положительную роль в спортивном воспитании ребенка, послужит хорошим фундаментом для его становления в самостоятельную, творческую личность. Кроме того, такая работа воспитает у детей любовь и привязанность к физической культуре и спорту. Благодаря этому в будущем наши дети будут регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Имея любовь к физической культуре и привязанность к ней, у многих подростков изменится мировоззрение, поменяются жизненные ценности, они перестанут в бедующем губить свое здоровье; перестанут курить, употреблять спиртные напитки, принимать наркотики и вести хулиганскую деятельность.
Это послужит основой для оздоровления наших будущих детей, укреплению их здоровья. Поверьте, основываясь на личном опыте, я вам скажу, что я с детства приобщился к спорту и мне уже 39 лет, а я еще продолжаю участвовать в различных соревнованиях по лыжным гонкам и по легкой атлетике, играю футбол, и чувствую, что буду продолжать вести такую бурную спортивную деятельность до глубокой старости. Я просто уже не могу жить без спорта, и это пример буду передавать своим детям.
Если ребенок приобщится к физической культуре, то он будет связан с ним на всю жизнь.
Всем известный факт, что все успешные, известные и выдающиеся личности раньше были спортсменами.
Смею еще сказать, что хорошо освоенная программа физического воспитания детьми, - это конечно хороший результат, но не гарантия того, что это поможет оздоровлению нашего будущего поколения. Главное, чтобы после окончания детского сада и школы подростки не забывали о физической культуре, вели здоровый образ жизни, а не пристращались к спиртным напиткам и курению. Фундамент любви к физической культуре закладывается в ранние годы жизни, чем раньше, тем крепче и надежнее. Вот почему важно приобщать детей дошкольного возраста к физкультуре и спорту.
Давайте все вместе будем любить физическую культуру, делать все, чтобы наши дети активно занимались спортом. Тогда наш с вами всеобщий труд не пройдет даром, а послужит хорошим залогом для укрепления здоровья детей, будущего поколения и всей нашей страны. Помните, что движение - это жизнь!