Лучший педагог года

Исторические и эстетические аспекты зарождения и существования музыкальных стилей музыки письменной традиции

Балгын Рахметулла
Исторические и эстетические аспекты зарождения и существования музыкальных стилей музыки письменной традиции

Содержание:

1. Понятие о музыкальном стиле

2. Краткая характеристика основных музыкальных стилей

3. Возможности использования музыки различных стилей в работе с дошкольниками

Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов. Соответственно выделяют стили:

Публикация «Исторические и эстетические аспекты зарождения и существования музыкальных стилей музыки письменной традиции» размещена в разделах

-Исторический

-Национальный

- индивидуальный

Средневековая музыка

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.).

Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век, в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века, а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).

Постепенно, хотя и медленно, обогащаются содержание музыки, её жанры, формы, средства выразительности.

В Западной Европе с VI-VII веков. складывается строго регламентированная система одноголосной (монодической) церковной музыки (григорианское пение, объединяющая речитацию (псалмодия) и пение (гимны). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные (хоровые) и вокально-инструментальные (хор и орган) жанры: органум, мотет, кондукт, затем месса.

Во Франции в XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери (Леонин, Перотин). На рубеже Возрождения (стиль ars nova во Франции и Италии, XIV века) в профессиональной музыке одноголосие вытесняется многоголосием, музыка начинает понемногу освобождаться от сугубо практической функций (обслуживание церковных обрядов, в ней усиливается значение светских жанров, в том числе песенных (Гильом де Машо).

Музыка эпохи Возрождения

Ренессанс - эпоха в истории европейской культуры, характеризующаяся крупнейшими экономическими и социально-политическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, великими научными и географическими открытиями, возрождением античного культурного наследия.

В Италии - 14-16 вв., в других странах Западной и Центральной Европы - сер. 15-16 вв. существуют различные точки зрения на исторические границы музыкального возрождения. Наиболее устоявшимся является представление о 1 -й пол. 15 в. как о собственно начале эпохи Возрождения в музыке и 2-й пол. 16 в. как его завершающей стадии (творчество Палестрины, О. Лассо, композиторов венецианской школы, поздних итальянских мадригалистов, первых оперных композиторов). В связи с переходом от средневековой теоцентрической культуры к антропоцентрической произошли сущностные изменения в музыкальном искусстве. Как и в других видах искусства, необычайно усилилась тенденция к отражению многообразия мира, которая сочеталась со стремлением к совершенному согласованию, гармонии, соразмерности всех элементов целого.

Начало нотопечатания, новые условия бытования музыки (появление демократической публики, расцвет любительского музицирования) вели к переосмыслению её социального статуса. Возросла роль светских жанров (фроттола, вилланелла, вильянсико, шансон, Lied, мадригал, мадригальная комедия, в конце 16 века - опера, балет, самостоятельной стала инструментальная музыка (хоральные обработки, ричеркары, канцоны, импровизационные пьесы - прелюдии, токкаты, фантазии, возродился интерес к танцевальному искусству (появление многочисленных танцевальных жанров, нотных танцевальных собраний, специальных руководств и первых профессиональных танцмейстеров). Изменилось также интонационное наполнение традиционных церковных жанров - мессы и мотета.

Музыка барокко

Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина:

1) от португ. perola barocca - жемчужина неправильной формы;

2) от лат. bаroco - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике;

3) от имени итал. художника Ф. Бароччи, F. Barocci, (15287-1612) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца 16-1-й пол. 18 вв. На исходе 16 в. оптимистич. гуманизм эпохи Возрождения сменяется трагическим мироощущением, связанным с отражением в сознании людей обострившихся противоречий экономической, политической и общественной жизни, приведших в 17 в. к началу буржуазной революций.

С возникновением стиля Барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублённого и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего опера, что определялось характерным для Барокко стремлением к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства, проявлявшемуся и в сфере культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Одновременно обнаружилась тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию многочисленных инструментальных жанров, в значительной мере связанных с эстетикой Барокко. Наиболее ярко стиль Барокко, проявился в Италии. В нач. 18 в. в Германии, в исторической судьбе которой с особой силой сказались трагические противоречия эпохи, выдвинулись два великих композитора - И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, творчество которых тесно было связано со стилем Барокко. Однако, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европейской музыки, оно не вмещается в рамки какого-либо одного стиля.

Рококо (франц. rococo, от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - осколки камней, раковины для отделки построек) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в., получивший развитие прежде всего во Франции. Ярче всего Рококо сказалось в изобразительном искусстве (Ф. Буше, А. Ватто) и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.).

Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Франсуа. Куперен, Жан-Филлип Рамо и др.). Для них характерны камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной мелизматики и т. д.

Ведущий тезис эстетики Классицизма заключается в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. С этим связаны и требования классицистов к искусству как к одному из созданий могучего человеческого интеллекта, в основе которого лежат принципы логичности, обоснованности, внутренней гармонии, строгой регламентации жанров, типизации и обобщённости выразительных средств.

Основоположником Классицизма в музыкальном театре стал Ж. Б. Люлли, создатель оперного жанра лирической трагедии. Для опер Люлли характерны античная и мифологическая сюжестика, высокая героика, приподнятость стиля, в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически гибкий речитатив и оркестровое развитие. Однако лишь К. В. Глюку, осуществившему реформу оперы, удалось создать произведения, отличающиеся благородной простотой и возвышенностью.

Романтизм

Романтизм (франц. romantisme) - идейно-эстетическое и художественное, направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 вв. Возникновение Романтизма, формировавшегося в борьбе с просветительско-классицистской идеологией, было обусловлено глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции. Характерное для романтического метода острое столкновение образных антитез (реальное - идеальное, шутовское - возвышенное, комическое - трагическое и т. д.) опосредованно выражало резкое неприятие буржуазной действительности, протест против возобладавшего в ней практицизма и рационализма.

Начальный этап музыка Романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Н. Паганини, Дж. Россини, и др., последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, В. Беллини, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап Романтизма простирается до кон. 19 в. (И. Брамс, позднее творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, ранние соч. Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых национальных композиторских школах расцвет Романтизма пришёлся на последнюю треть 19 в. и нач. 20 в. (Э. Григ, Я. Сибелиус, И. Альбенис и др.). Руссская музыка, опиравшаяся в основном на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с Романтизмом, - творчество П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.

Русские композиторы – представители эпохи романтизма

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определенному виду искусства. Наиболее полное раскрытие специфических черт Реализма в прошлом усматривается в искусстве 19 в.

В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамса, Ф. Листа и др.

Реализм в русской музыке

Основоположником реалистической школы в русской музыке явился Михаил Иванович Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.

В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др.

Импрессионазм в музыке (франц. impressionnisme, от impression - впечатление) - художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четв. 19 - нач. 20 вв., прежде всего в творчестве Клода Дебюсси. Имеет общие корни с Импрессионизмом во франц. живописи. Музыкальный Импрессионизм сближают с Импрессионизмом в живописи красочность, стремление к воплощению мимолётных впечатлений, к одухотворённой пейзажности ("Прелюдия к "Послеполуденному отдыху фавна"", "Ноктюрны", "Море" для оркестра, "Остров радости" для фортепиано Дебюсси, "Игра воды", "Отражения" Равеля и др., к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов ("Прерванная серенада", "Менестрели", "Девушка с волосами цвета льна" Дебюсси).

Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля;

Экспрессионизм (от лат. expressio, род. падеж expressionis - выражение) - направление в европейском искусстве и литературе 1-й четв. 20 в. В Экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции в преддверии 1-й мировой войны 1914 – 18 гг., в военнные и послевоенные годы. Экспрессионализм стал одной из форм бунта против абсурдности современного мира, позитивного выхода из которой художник не видел. Отсюда резко критическое отношение экспрессионистов к идеалам классического и романтического искусства, которые перед лицом реального социального зла воспринимались как благодушные иллюзии. В центре внимания искусства Экспрессионализм оказываются болезненные, иррациональные состояния души, порождённые страхом и отчаянием.

В музыке чертами Экспрессионализма были отмечены некоторые позднеромантические произведения (последние симфонии Г. Малера, оперы "Саломея" и "Электра" Р. Штрауса); полное и законченное выражение музыка Экспрессионализма нашла в творчестве Арнольда Шёнберга ("Лунный Пьеро", оперы "Ожидание", "Счастливая рука", пьесы ор. 11, 16, 19, Альбан Берга (все сочинения) и их последователей. Экспрессионистским музыкальным сочинениям обычно свойственны отказ от мажора и минора, разорванность мелодики, предельная диссонантность гармонии, в вокальной партии - полупение-полуговор (Sprechstimme). Крайняя напряжённость эмоционального строя обнаруживается в предельно заострённых контрастах настроений - от сгущённо-мрачных, бредовых до инфантильно-просветлённых.

Неоклассицизм (от греч. - новый и классицизм) - направление в музыке 20-30-х гг. 20 в., для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко (реже - раннего классицизма и позднего Возрождения). В той или иной степени Неоклассицизм отразился в музыке композиторов 20 в., но наиболее законченное выражение получил в творчестве И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита.

Его представители обращались прежде всего к возрождению национальных музыкальных традиций:

в Германии - к инструментальному наследию И. С. Баха:

в Италии - к традициям инструментальных концертов А. Вивальди, старинной итальянской оперы и др. ;

во Франции - к старинным французским сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорическому придворному балету, традиции театрализованных представлений эпохи Великой французской революции (в последнем случае были найдены точки соприкосновения с ораториями Г. Ф. Генделя) и т. д. Свойственное Неоклассицизму свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существенных черт музыки 2-й пол. 20 в., в частности советской музыки 60-80-х гг.

Неорамантизм (от греч. - новый и романтизм) - понятие, обычно обозначающее поздний романтизм, главным образом творчество Ф. Листа и Р. Вагнера. К неоромантикам иногда условно причисляют И. Брамса, А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Термин "Неоромантизм" применяют также к творчеству композиторов, продолжавших некоторые традиции романтической музыки в нач. 20 века. Во 2-й пол. 20 в. многие композиторы сознательно обращаются к стилистике романтизма. Начало 70-80-х гг. связано с протестом против крайностей "второго авангарда", с требованием открытой выразительности и возвратом к "новой простоте".

Неофольклоризм (от греч. - новый и фольклор) - термин, иногда применяемый к европейской музыке 1-й трети 20 в., в которой обновление средств письма органически связано с опорой на фольклор. Наиболее яркие и последовательные представители неофольклоризма - Б. Барток и И. Ф. Стравинский. Для музыки неофольлклоризма характерны концентрация тех или иных особенностей фольклора, например, метрической нерегулярности, идущей от старинной русской песенности ("Байка" Стравинского, "сгущение" ладоинтонационных особенностей фольклора тех народов, музыкальное мышление которых отличается от традиционного общеевропейского ("15 венгерских танцев", "2 румынских танца", арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты ор. 14 Бартока). Типичны активность, энергичность ритмики ("Allegro bаrbаrо" Бартока, 1911; "Весна священная" Стравинского, 1913).

Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыкиФотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыки Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю всех с Международным днем музыки и хочу рассказать вам о развлечении, которое прошло у нас.

Фотоотчёт «Вязанная пицца», её исторические фактыФотоотчёт «Вязанная пицца», её исторические факты Доброе время суток, уважаемые коллеги! 9 февраля на МААМ был Международным днём пиццы! И я решила связать пиццу, которая подойдёт детям.

История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм Несколько раз за последнее время мне встречались собеседники, которые интересовались вопросом, что такое классическая музыка? Из беседы.

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни»Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе «Яйцо как форма зарождения жизни» Интеграция областей: «Познавательно-исследовательская», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество». Участники.

Конспект НОД «Выставка музыкальных картин». Доминантное занятие по слушанию музыки КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ «Музыкальная выставка» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исторические и эстетические аспекты зарождения и существования музыкальных стилей музыки письменной традиции
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 09:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД