МААМ-картинки

Исторический аспект изучения заикания

Светлана Русакова
Исторический аспект изучения заикания

Заикание, как речевое нарушение, имеет многовековую историю. Но при этом до сих пор нет единой концепции причин и механизмов возникновения. Так же до сих пор нет единого мнения относительного того, что заикание это болезнь или речевое нарушение. Одновременно с этим нет единства понятий «заикания» и «логоневроза». Однако в большенстве исследований эти два понятия общеупотребляемы до степени смешения. И понятие логоневроз используется в большей степени за счёт большего научного характера логоневроза.

Публикация «Исторический аспект изучения заикания» размещена в разделах

Заикание издревле известно, как беатризм в виде непроизвольных судорожных задержек в произношении или непроизвольном повторении единиц речи человека. Фактически заикание это черезмерная деятельность мышц человека, участвующих в вербальной речи человека. Второе название заикания баттаризм, произошло от имени древнегреческого царя Батта, который по сведетельствам Геродота, повторял первый слог каждого произносимого слова. Он отмечал, что речь царя при этом была невнятна и сложна для понимания. Царь Акирии Батт был одним из самых успешных правителей своего времени и современики считали, что он недостатком своей речи скрывает истинные намеривания. Однако Геродот, будучи лично знаком с Баттом отмечал, что недостатки речи причиняли ему глубокие страдания, которые не могли сгладить его успехи в упрвлении государством и в военных завоеваниях [4, с. 302].

Впервые заикание, как нарушение речи с медицинской точки зрения, описал в своих трудах Гипократ. Он, развивая своё учение о причинах болезни, как отсутствие равновесия жидкости, доказывал, что заикание это заболевание мозга, которое возникает от избытка слизи. Данный исследователь помимо заикания, выделяет следующие нарушения речи: потерю голоса и речи, а также косноязычие и невнятную речь. Древнегреческий врач Гипократ считал, что для лечения заикания необходимо совмещать комплексный подход, где совмещено несколько методов [5, с. 60].

Пример успешного лечения заикания Демосфена, описывает писатель поздней античности Плутарх. Так пишет Плутарх, Демосфен тренировал свою речь на берегу моря, для синхронизации произносимых слов с ритмом прибоя, набрая в рот мелкую гальку. То есть Демосфен при лечении своего заикания использовал естественный метроном, терапевтическое воздействие морского воздуха и механическое воздействие простейших инструментов, для тренировки артикуляции и интонации речи. Плутарх так же пишет, что для лечения своего заикания Демосфен использовал специальную дыхательную гимнастику, в том числе для преодоления страха перед выступлениями [7, с. 12].

Древнегреческий ученый-энциклопедист Аристотель впервые связал возникновение заикания с проблемами в развитие органов речи. И при этом Аристотель отрицал проблемы в развитии головного мозга, как причину заикания. Так он писал, что основная причина заикания это короткая уздечка языка или деформация неба, то есть изменения в развитие переферического аппарата речи [2, с. 18].

Соотвественно, уже со времен античности, сформировалось два течения относительно причины заикания. Исследователи первого течения, начало, которому положил Гипократ, считали, что причиной заикания являются поражения головного мозга. Исследователи второго течения, начало, которому положил Аристотель, доказывали, что причиной заикания являются проблемы развития переферических органов речи.

В Средние века проблемой заикания не занимались, по существу лишь в «Каноне Медицины» Ибн Сина Абу Али (Авицена, дает систематические рекомендации по лечению заикания. Этот исследователь впервые выдвинул предположение, что заикание может возникнуть вследствие поражения центральной нервной системы и переферических органов речи. Также Авицена давал рекомендации, что лечение заикания должно происходить множеством методов. К примеру, Авицена рекомендовал начинать речь заикающемуся с вздоха и не спеша [1].

Вплоть до начала XIX века, заикание объяснялось в большей степени аномалиями развития переферических органов. К примеру, в XVIII веке итальянский врач Д. Д. Санторини писал, что заикание возникает вследствие отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Бурное развитие науки в XIX веке, привело к всплеску интереса к заиканию и к его эффективному лечению. Но следует заметить, что систематический подход к изучению отсуствовал. Превалировало, в большей степени, объяснение заикания недостатками и анатомии переферических органов речи.

К примеру, Карл Вильгельм Вутцер считал причиной заикания ненормальное углубление в нижней челюсти, а Эрве-де-Шегуан выявил, что заикание возникает, при неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плотном прикреплении языка короткой уздечкой. В этом случае заикание у человека устранялось путем проведения простой хирургической операции.

В это же время Пейдж Робин Арнот – английский физик, В. Шультесс – швейцарский физиолог, связали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов, вследствии судорожного закрытия голосовой щели. Беккерель А. также считал, что причиной заикания являются патологические судорожные движения голосовой щели и быстрый выдох при речи человека.

Ближе к середине ХIХ века французский врач Г. Блюме представил результаты исследования, в соотвествии с которыми любой заикающийся человек после излечения, если не будет придерживаться специальных примёмов речи, может снова столкнуться с данным нарушением речи, которое хотя и может быть представленно в меньшей форме. Также этот исследователь выдвинул теорию, что заикание возникает вследствии того, что мышление человека действует быстрее, чем его речь. Именно для того, чтобы сравнять напряжение речевых мышц, и возникают судороги голосовой щели заикающегося человека [3, с. 105-114].

В XIX веке также успешно развивалось лечение заикавния с помощью специальных упражнений. Система упражнений лечения заикания стала развиваться, когда Вудзен выдвинул теорию о том, что заикание возникает от недостаточности центральных реакций на мышечную систему органов речи. Французский врач Дело впервые выявил, что заикающийся человек, акцентирует свое внимание на недостатках своей речи, и вследствии чего проблема ещё более усугубляется. Также данный исследователь писал, что заикание может возникнуть, как по причине поражения головного мозга и переферического речевого аппарата одновременно. Французский врач Итар выделил, что спазмы голосового аппарата при заикании могут возникнуть из-за разного вида судорог речевых мышц [6, с. 48-57].

Однако Р. Коломбо отметил, что, несмотря на то, что заикание, как правило, не является врожденным пороком развития речи, его течение усугубляется необлагоприятными условиями жизни заикающегося человека, например усталостью к концу дня. Поэтому исследователь и считал, что заикание может возникнуть вследствие жестого воспитания или страданий перенесенных в раннем детстве. Этот исследователь предложил также классификацию видов заикания, в основу которой он положил симптоматику нарушений периферического аппарата, которую ипользуют до сих пор [8, с. 100-108].

Следовательно, с древних времен до настоящего времени, несмотря на успехи в лечении заикания, до сих пор, нет целлостной теории, объясняющей причины возникновения заикания.

Список использованной литературы:

1. Абу Али ибн Сина (Авиценна) Избранные главы – https://www.litmir.me/br/?b=12383&p=1

2. Аристотель. О частях животных. – М. : Изд. Акад. наук, 1937. – 320 с.

3. Визель Т. Г. О природе заикания и его коррекции / Т. Г. Визель. // Специальное образование. – 2018. – № 1 (49). – С. 105-114.

4. Геродот: История / пер. Г. А. Стратановский – М. : Наука 1972. – 600 с.

5. Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. В. И. Руднев. – СПб. : Азбука, 2001.– 348 с.

6. Лохов М. И. Заикание : возможности педагогической коррекции / М. И. Лохов, Л. Я. Миссуловин, Ю. А. Фесенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. –2013. – № 3. – С. 48-57.

7. Плутарх «Сравнительные жизнеописания» пер. В. Алексеев, К. Лампсаков, С. Маркиш. – М. : Азбука. – 352 с.

8. Селиверстов В. И. Неблагоприятные факторы микросреды в нарастании болезненной фиксации на своём дефекте у заикающихся детей и подростков / В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: сб. научн. тр. – М., 1962. – С. 100-108.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Поход в исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские»Фотоотчет «Поход в исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские» Фото отчет "Поход в исторический музей-заповедник "Горки - Ленинские" Доброго времени суток, уважаемые друзья и коллеги! Вот и пролетел.

Фотоочерк «Военно-исторический музей в Самаре»Фотоочерк «Военно-исторический музей в Самаре» Полное название - "Военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа". Здание музея расположено в исторической.

Фотоотчет. Экскурсия в исторический музейФотоотчет. Экскурсия в исторический музей Экскурсия в Государственный исторический музей Южного Урала. Хочу сегодня пригласить вас на экскурсию в Государственный исторический музей.

Фотоотчет  «Экскурсия в военно-исторический музейный комплекс «Линия Сталина»Фотоотчет  «Экскурсия в военно-исторический музейный комплекс «Линия Сталина» 9 мая – всенародный праздник великой радости и скорби о невернувшихся с войны! Всё дальше и дальше в историю уходят события тех времен.

Городской исторический квест в СевастополеГородской исторический квест в Севастополе В рамках Крымского военно-исторического фестиваля 12 сентября 2017 года в Севастополе проходил исторический квест, участвовать в котором.

Исторический театр-макет «Петровская акватория»Исторический театр-макет «Петровская акватория» Сегодня мы с подругой решили посетить ещё один интересный музей. Взяли своих внучек и поехали на станцию метро Адмиралтейская. Исторический.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для родителей «Природа заикания»Консультация для родителей «Природа заикания» Цель: познакомить родителей с причинами заикания и путями его преодоления. Русский психиатр И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью»,.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Макет для изучения ПДД с младшими дошкольникамиМакет для изучения ПДД с младшими дошкольниками Дидактическая игра «ПЕРЕКРЕСТОК» Описание работы: Макет «ПЕРЕКРЕСТОК» предназначен не только для непосредственно-образовательной деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исторический аспект изучения заикания
Опубликовано: 4 июля 2021 в 11:57
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД