Ирина Гордеева
Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки «Шахматы в образовательных учреждениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»
Итоговая аттестационная работа
по программе профессиональной переподготовки
«Шахматы в образовательных организациях»
Гордеевой Ирины Юрьевны
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Научный руководитель – Найбауэр А. В., к. п. н., доцент
кафедры комплексной безопасности и физической культуры
___
«___»___2022 год
Москва 2023 г.
Содержание
Введение 3
Публикация «Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки „Шахматы в образовательных учреждениях“» размещена в разделах
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей обучения шахматам старших дошкольников 5
1.1. Влияние шахмат на развитие дошкольника, педагогическая целесообразность обучения игре в шахматы 5
1.2. Задачи обучения игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении, целевые ориентиры на этапе завершения обучения 7
1.3. Особенности организации работы по программе дополнительного образования "Шахматы для детей"…8
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа 15
2.1. Методы и организация педагогического эксперимента 15
2.2. Содержание педагогического эксперимента 19
2.3. Результаты эксперимента 22
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы - это древняя игра, которая способствует развитию интеллекта человека. Это настольная логическая игра, в которую играют два оппонента 32 фигурами на 64-клеточной доске, эта игра сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет.
Шахматы - игра, в которую можно играть бесконечно, поскольку богатство ее неисчерпаемо. Здесь нет места случайному везению: побеждает самый умный и смелый, упорный и дальновидный.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты ( в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет, а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам чемпионата мира 2004 года сказано: «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А главное, воспитывают характер».
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственного и памяти».
Цель - изучить эффективные средства и методы обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Объект исследования – развитие познавательной сферы дошкольников.
Предмет исследования - особенности обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи работы :
1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме исследования.
2. Изучить влияние шахмат на развитие дошкольников.
3. Отобрать средства и методы развития познавательной сферы.
4. Проверить эффективность отобранных средств и методов в педагогическом эксперименте.
Гипотеза – предполагается, что применение отобранных средств позволит повысить уровень развития когнитивных способностей у большинства детей экспериментальной группы.
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей обучения шахматам старших дошкольников
1.1. Влияние шахмат на развитие дошкольника, педагогическая целесообразность обучения игре в шахматы.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы. Каждый воспитатель уделяет массу времени для претворения и достижения целей и задач программы дошкольного образования в направлении умственного развития дошкольников. И каждый воспитатель находится в постоянном поиске новых путей и подходов для развития детского мышления. И мы - не исключение. Работая в подготовительной группе, решили помочь детям лучше подготовиться к школе, обучая их игре в шахматы.
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
С медицинской точки зрения шахматы очень полезны. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Как говорил Александр Алехин: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Словом, польза от шахмат — огромная, а затраты на них — минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Так как эта игра — своего рода уникальная, волшебная “таблетка”, которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, сообразительным и не очень, имеющим как плохое зрение, так и хорошее.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится внимательнее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения бороться до конца, не унывать при неудачах. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
Вывод: таким образом, многолетний опыт игры в шахматы показывает, что процесс обучения навыкам игры чрезвычайно благотворно сказывается на развитии способностей человека.
1.2. Задачи обучения игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении, целевые ориентиры на этапе завершения обучения.
Задачи обучения игре в шахматы в ДОУ :
• Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
• Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур.
• Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи.
• Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
• Учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
• Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
• Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Целевые ориентиры на этапе завершения обучения
Дети знают:
• шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
• названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
• ориентируются на шахматной доске;
• играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещают шахматную доску между партнерами;
• правильно расставляют фигуры перед игрой;
• различают горизонталь, вертикаль, диагональ;
• решают элементарные задачи на мат в один ход.
Вывод: задачи, которые достигаются в процессе реализации программы «Шахматы для детей» напрямую связаны с целевыми ориентирами заключительного этапа дошкольного образования и способствуют развитию предпосылок учебной деятельности и таких интегративных качеств, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе, как самостоятельность, внимательность, усидчивость, стремление доводить начатое до конца, умение с достоинством переживать поражение
1.3. Особенности организации работы по программе дополнительного образования "Шахматы для детей"
Отличительные особенности программы
Данная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И. Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение" : фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы для детей» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат : знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.
Особенностью программы является также ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста – 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
В этом возрасте поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т. д., эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек, складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т. д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать игры и соревнования со сверстниками.
Объем и срок реализации программы, режим занятий
Срок реализации программы 8 месяцев (с октября по май). Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 32 занятия, которые проводятся один раз в неделю. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН и составляет 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет, включая физкультминутки и подвижные игры.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала и представляет собой теоретические занятия и практические шахматные игры.
Методы, используемые на занятиях:
- беседы с объяснением материала и показом позиций на доске, на интерактивной доске;
- дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- шахматные турниры.
Формы отслеживания и фиксации результатов: журнал посещаемости, детские рабочие тетради.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов : открытое итоговое занятие с участие родителей воспитанников, аналитический отчет о работе кружка на итоговом педагогическом совете.
Материально-техническое обеспечение
Занятия по программе проводятся в кабинете, условия которого соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН. Кабинет оснащен следующим оборудованием, необходимым для занятий:
- ноутбук;
- экран;
- проектор;
- колонки;
- интерактивная доска;
- деревянные шахматные доски – 7 штук;
- наборы деревянных шахматных фигур с диаметром основания 3-4,5см – 7 наборов;
- магнитная настенная шахматная доска с набором магнитных фигур;
- малоклеточные поля (2х2, 2х3, 2х4, 3х3, 3х4, 4х4);
- рабочие тетради на каждого воспитанника.
Информационное обеспечение
- видео материалы (тематические мультфильмы, видео ролики о шахматах и др.);
- фотографии, фотоотчеты;
- интернет источники: картинки, сайты, энциклопедии, справочники;
- компьютерные шахматные обучающие программы.
Учебный план работы по программе «Шахматы для детей»
№ Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации, контроля
Всего Теория Практика
1 раздел
«Знакомство с шахматной доской» 5 2,5 2,5 Форма аттестации : выполнение заданий в рабочих тетрадях
Форма контроля: наблюдение, опрос
1.1 Тема «Шахматная доска» 1 0,5 0,5
1.2 Тема «Горизонтали» 1 0,5 0,5
1.3 Тема «Вертикали» 1 0,5 0,5
1.4 Тема «Диагонали» 1 0,5 0,5
1.5 Тема «Центр» 1 0,5 0,5
2 раздел
«Знакомство с шахматными фигурами» 19 5 14 Форма аттестации : выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Форма контроля: наблюдение, опрос
2.1 Тема «Шахматные фигуры» 2 1 1
2.2 Тема «Начальное положение» 2 1 1
2.3 Тема «Ладья» 1 0,5 0,5
2.4 Тема «Слон» 1 0,5 0,5
2.5 Тема «Ладья против слона» 1 _ 1
2.6 Тема «Ферзь» 1 0,5 0,5
2.7 Тема «Ферзь против ладьи, слона» 2 _ 2
2.8 Тема «Конь» 1 0,5 0,5
2.9 Тема «Конь против ферзя, ладьи, слона» 2 _ 2
2.10 Тема «Пешка» 1 0,5 0,5
2.11 Тема «Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня» 2 _ 2
2.12 Тема «Король» 1 0,5 0,5
2.13 Тема «Король против других фигур» 2 _ 2
3 раздел
«Шахматные понятия» 4 2 2 Форма аттестации : выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Форма контроля: наблюдение, опрос, участие в партиях.
3.1 Тема «Шах» 1 0,5 0,5
3.2 Тема «Мат» 1 0,5 0,5
3.3 Тема «Ничья» 1 0,5 0,5
3.4 Тема «Рокировка» 1 0,5 0,5
4 раздел
«Шахматные поединки» 4 1,5 2,5 Форма аттестации : выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Форма контроля: наблюдение, опрос, участие в партиях, турнире.
4.1 Тема «Шахматные партии» 1 0,5 0,5
4.2 Тема «Короткие партии» 2 1 1
4.3 Итоговое открытое занятие-турнир «Здесь клетки черно-белые чудес и тайн полны» 1 - 1
Итого : 32 11 21
Вывод: содержание программы является актуальным и соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Практическая часть работы должна показать целесообразность применения программы для развития способностей дошкольников (внимание, память, умение ориентироваться на плоскости, логическое мышление)
Список литературы
1. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018 – 88 с., ил.
2. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. – М. : Издательство АСТ, 2019. – 288 с.
3. Сухин И. Г. Шахматы. Полный курс для детей. – Москва: Изадательство АСТ, 2019. – 160с. : ил.
4. Чаваннес С. Шахматы для детей. – М. : Издательство Эксмо, 2021. – 128с. : ил.
5. Нимцович А. И. Моя система. Моя система на практике. Шахматная блокада. Как я стал гроссмейстером. – Издательство: Издательство Калинеченко, 2021. – 656 (офсет)
6. Чеповецкий Е. П. Приключения шахматного солдата Пешкина. – Издательство: Качели, 2020. – 128с. (офсет)